Что такое юлианский календарь

Чем Григорианский календарь отличается от Юлианского: какой используется в России

что такое юлианский календарь

Богом была создана жизнь независимо от времен года, внешних факторов. Люди были вынуждены создать календарь, который бы смог привести в порядок их жизнь. Однако с появлением христианства возникла проблема с тем, когда праздновать главный христианский праздник – Пасху. Поэтому было принято решение перейти на новый календарь.

В чем разница юлианского и григорианского календаря

На данный момент мы не приносим должного значения к тому, какой календарь нами используется, однако когда-то это был один из важнейших вопросов человечества. Только лучшие умы мира могли сделать счет таким, чтобы он был не только удобен, но и соответствовал астрономическому календарю. Таким образом нет лишних и недостающих дней.

Юлианский календарь: в честь кого был создан

Очень давно, до нашей эры, во время того, когда жил Юлий Цезарь, возник так называемый Юлианский календарь. Само название говорит за себя, он был создан в честь Юлия Цезаря. Этот календарь являлся солнечным. Создан он был лучшими астрономами того времени, которые могли все точно и правильно рассчитать.

Такая система счета времени была самой правильной, приближенной к настоящей. В ней было такое же количество дней в году, какое имеется и сейчас. Такой вариант устраивал всех, лучше него не было ничего придумано в те времена.

Григорианский календарь

Несмотря на это в 16 веке была предложена новая система счета лет. Чем же он отличается от предыдущего? На первый взгляд кажется, что ничем. Однако это не совсем так. Разница в том, что теперь каждый четвертый год не считался високосным. Если год оканчивался на два нуля, то он не считается високосным. Например, таковым будет 2100 год.

Необходимость этого календаря была обоснована тем, что Пасха не всегда выпадала на воскресенье. Таким образом вскоре все узнали о существовании нового календаря, который был выдвинут Григорием XIII.

Какой календарь используется в России

Основой современного календаря является именно тот самый Юлианский.

Датой Рождения Христа считается 1 марта 5508 года (7 век). Она является началом отсчета православного календаря. С того времени, как была крещена Русь, 1 марта так и считалось началом. И так было следующие 500 лет.

Уже в конце 15 века календарь снова претерпевал изменения. Теперь началом года стало 1 сентября. Так продолжалось в течение 200 лет. Вскоре Петр I решил, что начало года будет 1 января. Считались года с Рождества.

Итак, новый 1700 год начался 1 января. До этого был 7209 год. А 1699 год был очень коротким, так как длился всего лишь с сентября по январь.

Юлианский календарь не был точным, потому в мире в большинстве случаев пользовались Григорианским. В России он также был введен, но с дополнением 13 потерянных дней.

Так как разница между календарями присутствует, появляются лишние дни. Был создан новый стиль календаря, по которому мы живем. Однако церковь до сих придерживается старого стиля, живет по Юлианском календарю.

В чем разница григорианского и юлианского календарей

Разница между календарями заключается, прежде всего, в том, что в юлианском календаре високосные года наступают через три года. И потому астрономический календарь получается длиннее более чем на 10 минут. И таким образом в сумме за 128 лет накапливается полный лишний день.

разница между календарями, разумеется связана, с високосными годами. Из-за этой разницы, появляются дополнительные или недостающие дни. Такая разница все время увеличивается. Если еще в начале 16 века она составляла 10 дней, то к 22 веку разница будет около 14 дней.

Юлианский календарь удобен, прост в использовании, однако он не совершенен, так как опережает астрономический календарь. Григорианский календарь имеет основу Юлианского, однако является его более усовершенствованной формой. Но церковь не признает такой календарь в связи с тем, что нарушаются события, описанные в библии.

Из-за того, что наросла такая разница, уже в 2101 православной церкви придется считать рождеством не 7 января, а 8. Литургический календарь так и оставляет рождество 25 декабря.

В тех странах, где еще до 20 века все использовался юлианский вариант календаря, все происходящие события указываются до сих пор без изменений.

Разница календарей появилась в ходе истории нашего мира, однако она приводит к путанице в датах и событиях, поэтому часто в книгах по истории мы видим две даты. Церковь оставляет за собой использование до сих пор юлианского календаря, чтобы не нарушать события Библии, которые имеют важное значение во всей церкви.

Важность событий, которые происходили с календарем, сложно на данный момент времени оценить по достоинству. Однако такие события имеют в нашей жизни важное событие. Мы отсчитываем важные даты, события и не задумываемся о том, что раньше все было иначе. Кроме того, сложно представить, что основные праздники отмечались в абсолютно другие даты и времена года. Нынешний календарь является самым совершенным, поэтому больше нет споров о том, какой календарь необходимо использовать.

Юлианский и григорианский календари: что означает «старый стиль»?

Источник: https://www.ptoday.ru/blog/chem-grigorianskij-kalendar-otlichaetsja-ot-julianskogo-kakoj-ispolzuetsja-v-rossii/

Григорианский и юлианский календари — и скандалы вокруг них, о которых вы не знали

что такое юлианский календарь

В наше время человечеству известен не один десяток систем исчисления лет с различным происхождением и предназначением, но самыми важными для нас остаются григорианский и юлианский календари. Живем мы с вами, кстати, по григорианскому летоисчислению — так что вы прекрасно с ним знакомы.

В чем отличие григорианского и юлианского календарей? Как сложилось, что в России все еще уживаются обе эти системы?

История внедрения схемы исчисления лет папы Григория во многих странах была скандальной.

Системы летоисчисления Юлия Цезаря и папы Григория XIII

Если вам довелось жить в 1918 году, то у вас не было даты 1 февраля. А также последующих 12 дней.

Декрет Совета народных комиссаров от 26 января отменил первые 13 дней февраля, дабы Россия начала жить в ногу с Европой. Иначе говоря, декрет большевиков приказал заменить старый (юлианский) календарь на более современный григорианский. После 31 января в 1918 году в России сразу наступило 14 февраля.

В то же время новая власть приняла декрет об отделении православной церкви, которая до этого была частью власти, от государства, подписав соответствующий указ 20 января 1918 г (за 6 дней до указа о календарной реформе). Надо ли удивляться, что руководство православной церкви, в свою очередь, решило не следовать указу революционеров и принципиально не изменило даты религиозных праздников на новые, введенные большевиками.

Православная церковь все еще не сдается и крепко держится за юлианскую систему и в наши дни. Именно поэтому западные страны празднуют Рождество 25 декабря, а православные России — 7 января, с разницей в 13 дней. Хотя белорусы и украинцы, к примеру, уже официально ввели празднование Рождества 25 декабря в государственном порядке в качестве выходного дня, наряду с православной датой.

Но на деле, мало кто вникает в тот факт, что григорианскую систему ввел христианский священник, а юлианскую — древнеримский язычник.

  • Ссылка по теме: В чем разница между католиками и православными христианами?

Западное и православное Рождество празднуются с разницей в 13 дней.

Распространение календарного новшества

  • Похожая история произошла в Америке и Англии в 18 веке, но так как тогда разница между системами исчисления лет была меньше, то и «потеряли» англичане и американцы всего 11 дней.
  • Так, 260 лет назад американцы «лишились» даты 13 сентября 1752 года, а также предшествующих десяти суток. Вместо этого, люди легли спать вечером 2-го сентября, а проснулись утром 14-го.
  • 11 дней между этими датами были просто пропущены – так было сделано по приказу парламента, который принял решение внедрить григорианский календарь, дабы уравнять Британию и ее заморские владения с большей частью Западной Европы.

Кстати, Китай перешел на григорианский календарь только в 1949 г.

Некоторые другие страны немногим раньше: Египет в 1928, Турция в 1926, Греция в 1924, Румыния и Югославия в 1919.

А вообще различных календарей известно несколько десятков!

6 малоизвестных фактов о григорианском и юлианском календарях

Сегодня в большинстве стран мира люди пользуются веками выверенной системой исчисления лет, введенной римским папой Григорием XIII. Но замена старого не была простой и в случае с новой системой дат. Нововведение поначалу встретили в штыки.

Хотя, вроде бы, о чем спорить? Давайте жить дружно Но нет, астрономия астрономией, а стратегические интересы прежде всего. Отсюда и скандалы вокруг дат.

1. Изначальная цель внедрения григорианского календаря – изменение даты Пасхи

Долгие столетия, начиная с 46 г. до н. э., вся Европа пользовалась летоисчислением, введенным Юлием Цезарем – древнеримским полководцем и политическим деятелем. Отсюда и название «юлианский».

В 1582 году Папа Григорий XIII представил миру свой календарь – григорианский. Сделано это было по следующей причине: священников не устраивала юлианская система, поскольку математики Цезаря немного ошиблись в подсчетах и не совсем верно вычислили длину солнечного года. Это привело к несогласованности юлианского календаря с астрономическим.

Так, Пасха, которая изначально приходилась на 21 марта, с каждой весной отодвигалась все дальше. Основной целью замены системы дат было вновь свести Пасху и день весеннего равноденствия. Для этого в момент папского Указа (1582 г.) нужно было пропустить 10 дней.

  • Каждые 400 лет разница между исчислением дат по Цезарю и Григорию увеличивается на 3 суток.
  • До Григория ХIII два других Папы римских пытались инициировать смену системы дат, но у них ничего не вышло.

Идея синхронизации астрономического и церковного летоисчисления Папы Григория XIII преследовала цель сдвижения даты Пасхи к оригинальному сроку весеннего равноденствия. Как и знаменитый юлианский календарь, новое исчисление лет пришло из Рима.

2. Високосные года в григорианской системе не раз в 4 года (100 раз за 400 лет), а 97 раз за 400 лет

Юлианская схема подразумевала, что каждые 4 года в феврале появляется еще один день, 29 число. Но Алоизий Лилий, итальянский ученый, фактически разработавший систему григорианского календаря, рассчитал, что прибавление такого количества дней непропорционально ускоряет бег времени. Ведь реально солнечный год продолжается на несколько минут меньше.

Вроде бы мелочь, но за долгие годы набегают целые лишние дни, которые складываются в недели. (В результате, большевистский указ был вынужден удалить уже целых 13 дней в 1918 г.)

Лилий предложил компромисс, суть которого заключалась в следующем:

  • Високосным годом (то есть годом с еще одними сутками в феврале) является тот, который делится на четыре, но только если в то же время не делится на 100.
  • Если год также делится на четыреста, день добавляется, несмотря ни на что.
  • Например, 2100 г. не станет високосным, хотя 2000-й был.

Вероятно, эта формула звучит несколько запутано, но она помогла справиться с существенным недочетом системы летоисчисления Цезаря.

3. Календарь Папы Григория XIII опережает солнечный почти на полминуты

Невзирая на великолепный способ синхронизации календаря с сезонами года, автором которого является Лилий, григорианский календарь все равно не идет 100% в ногу со временем. Он опережает астрономический на 26 секунд за годовой отрезок.

В результате, с момента принятия новой григорианской системы, уже возникло несоответствие с реальным течением времени на целых несколько часов – столько времени накопилось с 1582 г. К 4909 году, согласно нынешнему принципу исчисления дат, накопятся целые лишние сутки.

Но до этого человечеству еще надо дожить!

Григорианская схема летоисчисления тоже несовершенна и к 4909 г. накопятся целые лишние сутки.

4. До внедрения календаря Папы Григория XIII в 1582 году Новый год праздновали 25 марта

По замыслу Юлия Цезаря, год начинался 1 января. Однако, в средневековье европейцы из религиозных побуждений изменили дату Нового года – например, 25 декабря они считали отличным днем для празднования, так как в этот день родился Иисус Христос; также, по их мнению, отлично подходило 25 марта – Праздник Благовещения, или, как его называют в западных странах – «День нашей леди», девы Марии.

5. Часть протестантов сочла григорианский календарь происками католиков

Не только русская православная церковь не захотела менять даты на более точные астрономически. По внедрении григорианского календаря такие католические страны, как Испания, Португалия и Италия быстро приняли нововведение. А те государства, где проживали преимущественно протестанты, массово отвергли эти изменения, поскольку усматривали в них попытку подавить их право голоса и свободу действий в широком смысле слова.

Если вспомнить, что печально известная Варфоломеевская ночь состоялась 24 августа 1572 г., за 10 лет до календарной реформы, понятно, почему гугеноты (протестанты) подозрительно отнеслись к инициативе Римского Папы. Как и православная церковь Руси к нововведению большевиков в 1918 г.

Протестантская Германия перешла на григорианскую систему лишь спустя полтора века после ее внедрения, а Англия решила принять данный календарь и того позже – в 1752 году.

Возможно, лет так через 100, а может, и меньше, православная церковь тоже решится на реформу?

Христианская православная церковь России пока держится за юлианский календарь.

6. Принятие Англией григорианского календаря породило протесты и недовольство граждан

Согласно некоторым источникам, англичане отнюдь не с радостью восприняли изменения: они стали активно требовать упразднения григорианского календаря, ведь так они потеряли целых 11 дней – с 3-го сентября по 13-е сентября включительно.

Хотя некоторые историки считают, что протесты вовсе не были массовыми и простой народ мало беспокоила дата на календаре.

В то же время на другом берегу Атлантического океана Бенджамин Франклин воспринял новшества с энтузиазмом. Согласно записям, американский президент высказался: «Как же здорово, будучи стариком, лечь в кровать 2 сентября и иметь возможность поспать до 14-го».

Таким образом, с течением лет менялись и календари, и человеческие нравы, и отношение ко времени в целом. А нам остаётся только примириться с календарем, который выбрали для нас великие умы прошлого и радоваться, что мы празднуем Новый год не 25 марта.

Прочтите также:

Share this article

Источник: https://blogs.elenasmodels.com/ru/grigorian-julian-calendars/

Как большевики потеряли 13 дней при переходе на Григорианский календарь?

что такое юлианский календарь

В первые две недели февраля 1918 года в Российской республике не случилось ни одного события. Да, 1918 год на 13 дней короче привычного календарного года. Земля, конечно, быстрее вращаться вокруг Солнца не стала, но первых февральских дней действительно нет в календаре.

Церковь календарный переворот проигнорировала. В результате западные и восточные христиане отмечают церковные праздники в разные дни. Зачем большевики отказались от привычного юлианского календаря?

В 1918 году была самая длинная ночь: с 31 января по 13 февраля. Страна перешла на григорианское летоисчисление. Большевики рассматривали и другой проект реформации. Предполагалось сокращать каждый год на 24 часа, тогда через 13 лет даты в России полностью совпали бы с григорианским календарём. Однако Владимир Ленин одобрил именно резкий переход. И 13 дней просто исчезли из 1918 года.

Новое летоисчисление ввели в РСФСР не просто так. Большевики преследовали практичные и вполне объяснимые цели.

Проблемы юлианского календаря

Григорианский календарь появился в XVI веке. В 1582 году папа римский Григорий издал предписание: всем католикам отказаться от астрономического календаря, введённого Юлием Цезарем. Дело в том, что юлианский год длится на 11 минут дольше солнечного, каждые 128 лет набегал один лишний день. В 1582 году верующие потеряли 10 дней: после 4 октября наступило 15 октября. Почему же тогда большевики потеряли 13 суток?

Календари отличаются количеством високосных годов. За 300 лет разница как раз составила 3 дня. К 2300 году разрыв увеличится до 15 дней. Сегодня григорианское летоисчисление называют Новым стилем, а юлианское, соответственно, Старым стилем.

Представьте ситуацию, когда на международных переговорах календарь одной стороны сильно отстаёт от календаря другой. Подписание международных документов в таких условиях невозможно, не может же на бумагах стоять двойная дата. Для того, чтобы избежать затруднительных ситуаций в будущем, большевики приняли время, которым пользовалась Европа. Григорианский календарь — западноевропейский. 24 января Ленин подписал Декрет.

Религиозно настроенные граждане были убеждены, что принятие григорианского календаря — чисто идеологическая инициатива. Тем самым большевики хотели оставить в прошлом «мракобесно-черносотенный» календарь. Главной целью Декрета была консолидация с Европой, однако на русской церкви переход сказался тяжело.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что послужило толчком к появлению русской философии

Календарная реформа: разные христианские праздники

Церковь не последовала за обществом. В РПЦ отвергли календарь папы Григория ещё в XVI веке. Из-за этого главные праздники у католиков и христиан не совпадают. Например, рождество в Европе и США приходится на 25 декабря, а православные празднуют его 7 января.

В 1923 году русский патриарх Мелетий предложил ввести новоюлианское летоисчисление — компромисс между несовместимыми, на первый взгляд, календарями. Однако протесты русских православных христиан вынудили руководство РПЦ отказаться от нового календаря.

Сегодня в христианских церквях летоисчисление ведётся тремя способами: по григорианскому или юлианскому календарю или же смешивая стили. Сочетают летоисчисление греки, которые отмечают «юлианскую» Пасху. РПЦ до сих пор сохраняет верность юлианскому календарю.

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kak-bolsheviki-poteryali-13-dnej-pri-perekhode-na-grigorianskij-kalendar

Юлианский и Григорианский календари: сходства и различия

31 января 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, и многое изменилось. Юлианский и Григорианский календари, отличие которых породило много споров о правильности каждого из них, на самом деле, имеют не такую уж большую разницу. Попробуем разобраться, почему сейчас мы живем по Григорианскому календарю?

Бог создавал мир вне времени, смена дня и ночи, времен года позволяет людям приводить в порядок свое время. Для этого человечество изобрело календарь, систему исчисления дней в году. Основной причиной перехода на другой календарь стали разногласия насчет празднования важнейшего дня для христиан — Пасхи.

Юлианский календарь

Когда-то, еще во времена правления Юлия Цезаря, в 45 году до н.э. появился Юлианский календарь. Сам календарь был назван в честь правителя. Именно астрономы Юлия Цезаря создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Григорианский календарь

В настоящее время практически все страны современного мира перешли на григорианский календарь. Датой перехода на «новый стиль» считается 4 октября 1582 года, когда папа Григорий XIII утвердил проведение реформы существующего юлианского календаря. Из данной статьи вы узнаете о том, что такое григорианский календарь и почему он является более точным, чем юлианский.

Немного истории

На протяжении истории существовало множество попыток создания «правильного» календаря, который был бы максимально точно приближен к тропическому году и был удобен в использовании.

В основном, все календарные системы, за редким исключением, ориентировались на циклические движения Луны, Солнца и пяти видимых планет. Более подробно вы сможете узнать о них в статье «Календарь — история и современность».

Однако многие из них не получили широкого распространения и их использование в ходе истории было сведено на нет.

Предшественником григорианского календаря является юлианский, который был предложен Юлием Цезарем в 45 году до н.э. Согласно ему, средняя продолжительность года равна 365,25 сут. Раз в четыре года наступает високосный год, состоящий из 366 дней. Однако счет времени по «старому стилю» к 1582 году накопил значительную ошибку и утратил связь с сезонными явлениями природы.

Особенности григорианского календаря

На смену юлианскому календарю пришел григорианский календарь, с введением которого появилась возможность вернуть реальную дату весеннего равноденствия — 21 марта.

В день, когда была принята реформа, календарная дата была сдвинута вперед на десять дней, так за 4 октября сразу наступило 15-е. Григорианский календарь подразумевал несколько иные, по сравнению с юлианским, правила вычисления високосного года.

Так, например, год является високосным, если а) его номер без остатка делится на 4; б) номер не делится на 100; в) номер года без остатка делится на 400.

Хотя григорианский календарь является более точным, все же он также накапливает ошибку 26 секунд за один год. Эта разница достигнет трех суток примерно через 10000 лет, что гораздо дольше, нежели при использовании юлианской календарной системы.

Переход на новое время

Григорианский календарь был создан еще в XVI веке, однако переход на него в различных странах был осуществлен спустя некоторое время. В католических странах (Испания, Франция, Польша, Португалия и др.

) он был введен практически сразу, а в России был признан по истечении более трехсот лет. В большей степени это было связано с противодействием «новому стилю» русской православной церкви.

Так при расчетах дня празднования Пасхи, православная церковь продолжает ориентироваться на «старый стиль» расчета Пасхалии.

Проекты создания нового календаря, более точного, чем григорианский календарь, рассматривались в ООН, но их принятие отложено на неопределенный срок.

Источник: http://fotocalendar.su/gregorian-calendar.php

К 100-летию перехода россии с юлианского на григорианский календарь

В России сегодня реально существуют два календаря: один «светский», другой церковный. Нередкими стали дискуссии о возможности перехода Православной Церкви на гражданский стиль.

Но примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом можно и иным, более естественным путем: возвращением российского государства к традиционному национальному календарю.

Есть основания полагать, что принятие нашего предложения после рассмотрения его общественными и правительственными инстанциями дало бы благие плоды.

1. Невозможность перехода Православной Церкви на новый стиль

Попытки перевести Православную Церковь на новый календарь всегда встречали серьезное и обоснованное возражение со стороны верующих, в особенности богословски образованных людей.

Архиепископ Иннокентий Пекинский писал: «Всякая попытка «исправить» или заменить нашу Пасхалию должна рассматриваться как попытка изъять из сокровищницы церковной одну из великих ее ценностей, которою она по справедливости может хвалиться даже перед учеными нашего времени».

Глубокий богословский анализ этой проблемы представил в своем докладе «О новом и старом стиле» один из крупнейших церковных авторитетов нашего века архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании 1948 года. Не вдаваясь в тонкости, достаточно отметить, что юлианский календарь имеет для Церкви сакральное значение, так что его иногда называют «иконой времени».

Поэтому упразднить старый стиль можно только вместе с Русской Церковью.
То возражение, что некоторые автокефалии перешли на новый стиль, убедительным аргументом быть не может, поскольку эти самочинные действия воспринимаются церковным сознанием как антиканонические и отступнические. Измена Священному Преданию Отцов не есть добрый пример для подражания.

2. Православный календарь — основа здорового духовного режима жизни нации.
Исторический и нравственный аспекты

Исторически юлианский календарь утвердился в нашем Отечестве со времени Крещения Руси при равноапостольном великом князе Владимире. Таким образом, он существует у нас вот уже более 1000 лет и стал национальным и традиционным. Григорианский же календарь был введен искусственно антинародной большевистской властью, и его затянувшееся существование измеряется десятками лет.

Смена календаря в России 1918 года сопоставима с такими кощунственными революционными нововведениями, как переименование названий городов и улиц, уничтожение древних памятников культуры, разорение святынь, истребление лучших российских людей старого режима. Слава Богу, людей сейчас начинают реабилитировать (и даже канонизировать), святыни оплакивать, памятники восстанавливать, старинные названия воскресают на почтовых путях.

Но календарь пока остается для русских людей чужим и противоестественным. А ведь счет и наименование дней касается всех нас едва ли не более существенно, чем все остальное в окружающем мире.
Никакое благочестие не сможет привиться в народе, пока организация повседневной жизни так кричаще противоречит животворящей традиции Церкви. Вот Новый год вклинивается в Рождественский пост.

Вот праздник Богоявления попадает на рабочий день, так что семья не успевает набрать в этом году святой крещенской воды. Вот студенты пишут зачетную контрольную работу в Великий Четверг. Вот на Великий Пяток назначен отчетный концерт участников самодеятельности. Вот опять школьные весенние каникулы не совпадают со Светлой пасхальной седмицей.

Вот на Благовещение, когда птица гнезда не вьет и девица косы не плетет, работники фирмы начинают ремонт нашей квартиры Вся жизнь протекает уродливо, антидуховно. Церковь бессильна освятить человека, пока он обращен к ней спиной или боком. Как следствие этого, будет обречено духовное здоровье нации.

Самый естественный и непринужденный способ развернуть человека к Церкви — предложить ему, как это было на Руси испокон веков, жить церковным временем. Тогда какие-то дела придется успевать «до Успенского поста», какие-то начинать «после Красной горки». Никто не забудет, что Вознесение Господне празднуется в четверг (день-то будет не рабочий!). И уж обязательно каждый освятит яблочки на Преображение.

3. Старый стиль вовсе не является признаком отсталости.
Передовая наука — за старый стиль

Стыдиться «отставания» от западного мира нам не пристало. Сегодня наше отставание по всем показателям уровня жизни отнюдь не двухнедельное.
Бояться разрыва с «цивилизованным» миром тем более не следует. Он так агрессивно подавляет нас, что спасу нет. Скорее есть повод беспокоиться за опасность ассимиляции нашей традиционной культуры.
Полезно учесть опыт тех стран, которые находят внутренние силы для сохранения своей самобытности, языка, культуры, веры.

В пример можно привести не только страны третьего мира из числа арабских, считающих время от Хиджры, а также Эфиопии и стран Юго-Восточной Азии, верных своим древним календарям. Национальный календарь используется в таких передовых государствах, как Япония и Израиль.

Для внешнего экономического и политического общения эти государства используют европейский счет времени, а для поддержания внутренней духовной культуры строго придерживаются традиционного религиозного календаря. И отказываться от последнего не желают.
Из сказанного, между прочим, можно сделать вывод, что григорианский календарь ни в коем случае не следует считать «цивилизованным» общечеловеческим.

Если Россия от него откажется, будет справедливо сказать, что европейский календарь не принят практически во всей Азии (и Северной Африке).
Кое-кого может удивить, но переход от нового стиля к старому должен быть по справедливости расценен не как возвращение к глухому средневековью, но как вполне прогрессивный шаг.

Дело в том, что точные науки, изучающие течение времени, — хронология, астрофизика — пользуются только естественной временной шкалой, то есть юлианским равномерным календарем. Григорианский календарь оказался слишком искусственным, сложным и неудобным при научных расчетах из-за путаной системы високосных годов.
Так что старый стиль выбирают не только захолустные пустыньки и монастыри, но также передовые международные обсерватории.

4. Для России старый стиль — естествен, новый стиль — чужероден

Что естественно для Европы и Америки, то странным и негодным видится нередко на русской почве. Это в полной мере относится и к григорианскому календарю. Между прочим, ошибаются те, кто полагает, будто европейский календарь — «светский», в отличие от русского, «церковного». Объективность требует признать, что он по происхождению своему такой же сакральный — но только не православный, а еретический, латинский.

Зачем же заставлять жителей России мерить время по западному эталону, к тому же связанному с именем папы Григория XIII?
Архимандрит Рафаил (Карелин) в работе «Мистика земного времени» так оценивает календарную реформу папы Григория XIII: «Символизм, красота и гармония юлианского календаря были отброшены как ненужный хлам, календарь был прокручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясорубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные достижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы попе для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, «безгрешный» папа, являлся творцом календаря. В честь реформы была изображена медаль с изображением Григория XIII и надписью: «Лучший из священников» (буквально — «жрецов»). Указ (булла) папы повелевал католикам безоговорочно принять новый календарь под угрозой отлучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, которые раздавались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространителями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты».
На Западе появление и принятие нового календаря в XVI веке объяснимо, понятно и даже как бы неизбежно. Но для России он как кафтан с чужого плеча. Отметим, что царь Петр I, известный своими решительными реформами всей российской жизни на европейский лад, не забыл коснуться и календарной реформы. Именно ему мы обязаны обычаем считать началом года 1 января вместо 1 сентября. Однако даже сей дерзновенный император не посмел посягать на то, на что посягнул папа Григорий XIII, — на идущую от сотворения мира чреду последовательно сменяющихся дней и месяцев. То, что не посмел сделать российский государь, через 217 лет осуществили большевики во главе с Троцким и Лениным.
Этот волюнтаристский акт был совершен вопреки специально образованной 18 февраля 1899 года Русским астрономическим обществом особой ученой комиссии для выяснения возможности и целесообразности перехода на новый стиль, постановившей, что «нет основания к введению в России (а тем более в Церкви) заведомо неправильного григорианского календаря». Знаменитый профессор Петербургской Духовной академии В. В. Болотов так высказался о православном юлианском календаре. «Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и через то облегчить и для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю».
У французской нации однажды (в 1808 году) хватило благоразумия опомниться и отменить введенный было в 1793 году нелепый революционный календарь с «брюмерами». Пора и нам признать григорианский календарь неудачной и вредной затеей, мешающей нашему народу исповедовать свою традиционную православную веру.
Если кто-то считает, что возвращение к юлианскому летосчислению ущемит чьи-то интересы и права, то пусть зря не беспокоится. Атеистам это должно быть практически безразлично. Православным (и старообрядцам) — весьма желательно. Магометанам и иудеям, как традиционному этническому меньшинству, можно предоставить исключительное право жить своим календарем (они и так им пользуются). А других значительных национальных интересов в России пока нет. Так что в полном соответствии с недавно принятым законом о свободе вероисповедания государство, учитывая интересы подавляющего большинства населения, должно вернуться к традиционному русскому церковному календарю.

* * *

Историческая справка: В России григорианский календарь введён в 1918 году декретом Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следовало 14 февраля.
С 1923 года большинство поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года.

Он также был формально введён Святейшим Патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года Патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить».

Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
Из Определения Священного Синода от 17 февраля 1997 года
Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей.

В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит.

Источник: http://kavkazskaya-hram.cerkov.ru/planeta/k-100-letiyu-perexoda-rossii-s-yulianskogo-na-grigorianskij-kalendar/

Юлианский календарь — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Юлиа́нский календарь (также называется старым стилем в противоположность «новому стилю» — т.е. григорианскому или новоюлианскому календарям)

Характеристика

В юлианском календаре длина тропического года принята равной 365 1/4 дня = 365.25 дня. Это дает ошибку в 1 день примерно через 128 лет. Приближение 365 1/4 достигается введением одного високосного года на каждые 4 года. В юлианском календаре каждый год, номер которого делится на 4 без остатка — високосный.

Однако, это правило не соблюдалось в первые годы после введения юлианского календаря в 45 г. до н.э. В первые годы существования календаря из-за ошибок в расчетах каждый третий год был високосным. Високосными были: 45 г. до н.э. (возможно), и следующие годы — 42, 39, 36, 33, 30, 27, 24, 21, 18, 15, 12, 9 до н.э.; 8, 12 г. н.э. и каждый четвертый год после этого.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как бороться с депрессией

Между 9 г. до н.э. и 8 г. н.э. (или, согласно некоторым источникам, между 12 г. до н.э. и 4 г. н.э.) високосных годов не было. Этот период без високосных лет был установлен декретом императора Августа, чтобы исправить влияние избытка високосных лет в предыдущий период. Благодаря этому он был увековечен в календаре, так как восьмой месяц был назван его именем.

Любопытный факт: хотя метод счета лет от (официального) года рождения Христа не применялся до VI века, благодаря удачному совпадению юлианские високосные годы совпали с годами после рождества Христова, кратным четырем.

История

Юлианский календарь был введён в Римской республике Юлием Цезарем, от которого и получил своё наименование, в 45 г. до н.э..

Повсеместно использовался в землях воспринявших римскую традицию до 1582 года, когда вначале римо-католические, а позднее и прочие земли начали переходить на григорианский календарь.

Одними из последних от юлианского календаря на государственном уровне отказались Греция (в 1924) и Турция (в 1926) (подробнее о времени и методе перехода разных стран см. ст. григорианский календарь).

Православная Церковь восприняла господствующий в Римском государстве юлианский календарь, который оставаля повсеместным в церковном обиходе до 1923 года. В то время Константинопольский Конгресс представителей ряда поместных Православных Церквей, созванный Константинопольским патриархом Мелетием IV, среди других нововведений постановил «исправить» юлианский календарь путём временного принятия «новоюлианского календаря», совпадающего с григорианским до 2800 года.

Это решение не нашло всеобщего признания — сразу же после Конгресса от юлианского календаря отказались только три автокефальных Церкви: Константинопольская, Румынская и Элладская, которые перешли на новоюлианский календарь, тогда как неканонически выделившаяся автономная Финляндская Православная Церковь ввела у себя григорианский календарь. Таким образом с 1923 года возник т.н.

календарный вопрос — зыбкое сосуществование трёх календарей, которое тревожит церковную жизнь по начало XXI века. Массовая приверженность верующих к юлианскому календарю приводила к тому что переходы на «новый стиль» нередко сопровождалось масштабными протестами и оформлением раскольнических «старостильных» движений.

В итоге священноначалие нескольких поместных Церквей, после попытки ввести «новый стиль», принимало решение о восстановлении юлианского календаря; в других случаях позволялось сосуществование разных стилей в пределах одной поместной Церкви.

В современном церковном использовании

Ныне юлианский календарь используется:

Использованные материалы

[1]  Серафим (Соболев), архиеп., «Чем опасен переход на новый стиль», http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2103

[2]  http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-bocc.html

[3]  Цит. по постановлению Священного Синода Польской Православной Церкви от 18 марта 2014 года, официальный сайт Польской Православной Церкви, http://www.cerkiew.pl/index.php?id=wiad_kraj&tx_ttnews[point68c

[4]  Богданова Ольга, «Рождество в Америке», Татьянин день, 24 декабря 2010, http://www.taday.ru/text/809074.html

[5]  Так, на начало XXI века, вся Аляскинская епархия придерживалась юлианского календаря.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/78.html

Чем отличаются юлианский и григорианский календари?

28.12.2017

На пороге новолетия, когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю.

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский.

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь.

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium, что означает «долговая книжка». Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ, так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием.

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток, а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев, отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем, составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря. Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э. Начало года по этому календарю начиналось 1 января.

 Юлианский календарь

Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления.

Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими.

Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

 Григорианский календарь
     Папа Григорий XIII (1502-1585)

Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

     Великий Константинопольский собор 1583 года

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

     Из-за перехода на новый стиль в разных уголках Европы вспыхивали беспорядки.Картина с гравюры У. Хогарта «Верните нам наши одиннадцать дней!».  

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

— номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

— номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 );

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте, но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы — весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени. Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый, стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января.

 До сих пор Новый год в нашей стране отмечается 1 января

Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь, принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года, после переворота, вся Россия перешла на новый стиль, теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю. Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

  В.В.Шилов. «Патриарх Тихон»

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе. Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви, тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским.

Источник: https://www.sofija.ru/blog/chem-otlichayutsya-yulianskiy-i-grigorianskiy-kalendari/

Дата по старому стилю (Юлианский календарь)

Юлианский календарь был принят в Европе и России до перехода на григорианский календарь. Введен в Римской республике Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н.э., или 708 г. от основания Рима. Сам календарь был назван в честь правителя.

Именно астрономы Юлия Цезаря во главе с Созигеном создали систему летосчисления, ориентированную на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был «солнечным» календарем.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».

Юлианский календарь («старый стиль») — эта система была наиболее точной для тех времен, каждый год, не считая високосного, содержал 365 дней. Кроме того, Юлианский календарь не противоречил астрономическим открытиям тех лет. Полторы тысячи лет никто не мог предложить этой системе достойной аналогии.

Ошибка юлианского календаря

В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Поскольку в году не ровно 365 суток, а несколько более, замысел состоял в учреждении високосного года: продолжительность каждого четвертого года устанавливалась в 366 дней, в который добавляется один день — 29 февраля. Созиген оценивал продолжительность года, т.е. время между 2 днями весеннего равноденствия, в 365,25 суток.

В реальности это число составляет 365,2422. Ошибка юлианского календаря в 11 мин 14 сек в год к XVI веку привела к тому, что весеннее равноденствие приходилось не на 21 марта, а на 11-е. Смещение приводило к соответствию тех же дней года другим природным явлениям. Это пагубно сказывалось на планировании сельскохозяйственных работ, установлении дат ярмарок и т.д.

Результатом явился переход на григорианский календарь («новый стиль»).

Юлианский календарь в православии

На сохранении юлианского календаря настаивает православная церковь, исчисляющая даты праздников по «старому стилю». Сам по себе Юлианский календарь – изобретение языческого мира, к христианству он вообще отношения не имеет. По сути, он нам не должен быть особенно дорог.

Но дело в том, что на этом календаре основана та самая Александрийская Пасхалия, которая в течение столетий – с конца III – начала IV века – определяла строй не просто литургической жизни, но строение самого литургического года.

Именно на основе этой Пасхалии формировалась система христианских праздников, которая как раз с IV века начала создаваться и к VI веку приобрела уже более-менее устойчивый – почти современный нам – вид.

Календарь выполняет роль организатора литургической жизни, и вот в этом своем значении Юлианский календарь уже врос, впитался в церковную традицию настолько крепко, прочно, что любые попытки его оттуда изъять обязательно приводят к очень серьезным соблазнам, к тому, что греки называли «скандала», то есть к тому, что оскорбительно для людей, привыкших к этой литургической традиции. А литургическая традиция значит для христиан гораздо больше, чем просто какой-то ритуал.

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. Также юлианский календарь используют неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата, Украинская автокефальная православная церковь, Черногорская православная церковь и Польская православная церковь.

Дата по старому стилю (Юлианский календарь)

Источник: https://astroson.com/astrologiya/data-po-staromu-stilyu-yulianskiy-kalendar/

Юлианский календарь

Юлианский календарь / Оглавление / Ваши знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы

Пересчет дат старого и нового календаря

Юлианский календарь —  старый стиль, система летоисчисления, введенная Юлием Цезарем с 1 января 45 до нашей эры.

В Юлианском календареКалендарь (от латинского calendarium, буквально — долговая книжка; в Древнем Риме должники платили проценты в день календ) — система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел. Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 до н. э. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суткам, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года.

Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что лишь на 26 секунды превышает тропический год.

високосным считается каждый год, номер которого делится на 4 (например, 1900, 1976, 1980 и т. д.); таким образом, средняя продолжительность года в этом календаре составляет 365,25 суток, что на 0,0078 суток длиннее тропического года. Так как ошибка этого календаря составляет около 3 суток за 400 лет, он с 1582 года стал заменяться григорианским календарём (новым стилем); в СССР[en] григорианский календарь был введён с 14 февраля (1 февраля старого стиля) 1918 года.

Разница между новым стилем и старым стилем в 18 веке составляла 11 суток, в 19 веке — 12 суток, в 20 веке составляет 13 суток. При переходе от одного стиля к другому день недели не изменяется (так, и 1 мая нового стиля и 18 апреля старого стиля 1979 — вторник).

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь.

Расхождение в сутках между «старым» и «новым» стилями

С помощью этой таблицы Вы можете пересчитать даты старого и нового стиля:

Век Годы по «старому стилю» Разница,дней
с 1 марта по 29 февраля
I 1 100 -2
II 100 200 -1
III 200 300
IV 300 400 1
V 400 500 1
VI 500 600 2
VII 600 700 3
VIII 700 800 4
IX 800 900 4
X 900 1000 5
XI 1000 1100 6
XII 1100 1200 7
XIII 1200 1300 7
XIV 1300 1400 8
XV 1400 1500 9
XVI 1500 1600 10
XVII 1600 1700 10
XVIII 1700 1800 11
XIX 1800 1900 12
XX 1900 2000 13
XXI 2000 2100 13
XXII 2100 2200 14
XXIII 2200 2300 15

Названия месяцев года в большинстве европейских языков сохранились от римского календаря, но не юлианского, а еще более раннего.

До введения Цезарем Юлианского календаря в 45 году до н.э. римский год, так называемый Ромулов год, делился на 10 месяцев, первым из которых был март — месяц, посвященный легендарному отцу Ромула богу Марсу[гор] и потому носивший его имя. Память о том, что именно «месяц Марса» был первым месяцем в году, можно обнаружить в названиях таких месяцев, как сентябрь (от «септем» — семь), октябрь («окто» — восемь), ноябрь («новем» — девять) и декабрь («децем» — десять).

При введении Юлианского календаря, привычные уже названия месяцев изменять не стали, а просто добавили два месяца перед мартом, посвятив первый месяц Янусу, богу всякого начала.

Таким образом, первые шесть месяцев назывались по имени богов (кроме февраля), а остальные шесть обозначались по их старому порядковому номеру. Но не все месяцы, имевшие ранее числовые обозначения, сохранили свои названия.

В честь Юлия Цезаря был переименован месяц квентилий (ныне июль). Спустя некоторое время таких же почестей удостоил себя Октавиан Август, который привел в порядок пришедший в расстройство календарь Цезаря. При этом преобразовании он дал название «августу» — месяцу своего первого консульства.

11 января 1700 года (1 января по ст.ст.) было введено в Русском царстве новое летосчисление (юлианский календарь). По указу Петра I[en] следовало 1 января 1700 . После 31 декабря 7208 г. наступило 1 января 1700 г. (эта дата 31 декабря 7208 много раз встречается в сети Интернет[en]. «Россия перешла на юлианский календарь.

Глашатаи объявили об этом 25 декабря 1669 г. О реформе календаря в России предписывалось день после 31 декабря 7208 г «от сотворения мира» считать 1 января 1700 г. «от Рождества Христова», то есть по нынешнему обозначению — н. э. (нашей эры).

С 11 марта разница между юлианским календарём («по старому стилю») и григорианским календарём («по новому стилю») стала равна 11 дням.

Источник: https://to-name.ru/historical-events/julianskij-kalendar.htm

Депутатские хроники: зачем России предлагают перейти на юлианский календарь

В этом году григорианский календарь, по которому сейчас живет весь мир, отмечает свое 435-летие: он был принят в 1582 году. А в России тем временем предлагают вернуться к календарю юлианскому: 16 мая в Госдуме запланировано рассмотрение соответствующего законопроекта.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое 40 уст

Его авторы ссылаются на неудобство двойного датирования событий, произошедших до 1918 года, и даже утверждают, что переход на григорианское летосчисление нарушил национальные и культурные традиции России. Опрошенные «Известиями» эксперты скептически отнеслись к депутатской инициативе, назвав возврат к дореволюционной системе анахронизмом.

Более того, предполагаемые траты на реализацию проекта специалисты считают бессмысленными, а календарную реформу — далеко не главной задачей для страны.

Наследие большевиков

Законопроект о внесении изменений в ФЗ «Об исчислении времени» предполагает переход с григорианского календаря (ныне действующего) на юлианский (по которому страна жила до 1918 года). Его еще в 2017 году внесли в Госдуму депутаты Борис Чернышов, Михаил Дегтярев и Виталий Пашин из ЛДПР. Рассмотрение документа долго откладывалось, но сегодня оно включено в повестку заседания.

В пояснительной записке авторы напоминают, что юлианский календарь использовался в нашей стране со времен крещения Руси, а в связи с переходом на григорианский многие исторические события стали обозначать двойной датой — по старому и по новому стилю.

«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция», — говорится в документе. По мнению депутатов, переход на юлианский календарь позволит восстановить «прерванное григорианским календарем почти на столетие течение времени», а также духовные традиции народов России.

— Григорианский календарь — это наследие большевиков, которые не только развалили гигантскую страну, перебили миллионы людей в Гражданской войне, но и оставили после себя путаницу в датах. Весь мир отмечает Рождество 25 декабря, мы — 7 января.

Во всех исторических учебниках приходится дублировать даты событий.

Поэтому фракция ЛДПР внесла законопроект о возвращении к юлианскому календарю, — пояснил «Известиям» один из авторов законопроекта, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев.

Депутат отметил, что католические страны Европы сохраняют свои традиции и живут по григорианскому календарю, в Иране и Афганистане — по персидскому, в Китае используют лунный и солнечный календари.

— И мы должны вернуться к юлианскому календарю, по которому, сохраняя традицию, живет Русская православная церковь и весь православный мир, — заключил Михаил Дегтярев. — Тогда все исторические события и их даты снова будут совпадать, а Рождество мы будем отмечать со всем христианским миром.

Не в ногу

Однако хронологи и историки не согласны с предложенной парламентариями трактовкой причин перехода России на григорианский календарь.

Завкафедрой Историко-архивного института РГГУ Евгений Пчелов пояснил «Известиям», что юлианский календарь был прогрессивен для времени своего создания — 46 года до н.э. Он возник в Древнем Риме, а принципы вычисления христианской пасхалии были установлены Первым Вселенским собором в 325 году н.э. Тогда юлианский календарь стал и христианским.

Но со временем стало понятно, что он неточен: продолжительность года в нем больше реального астрономического. Реформа календарной системы произошла еще в конце XVI века и была инициирована католическим миром, но протестанты и православные поначалу ее отвергли.

Но уже к середине XVIII века все протестантские страны постепенно перешли на григорианский календарь, а в начале XX века это стали делать и православные государства: в 1916 году — Болгария, в 1919-м — Югославия, в 1924 году — Греция. В 1923 году Константинопольская православная церковь перешла на так называемый новый юлианский календарь, который мало чем отличается от григорианского.

Так что принятие григорианского календаря в нашей стране в 1918 году стало звеном общего процесса. А слова депутатов о том, что все православные церкви живут по юлианскому календарю, вызывают определенные сомнения. Он действует только в четырех православных церквях: Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской. А также в разных ответвлениях русского православия (например, у старообрядцев).

— Если мы хотим пойти не в ногу со всем человечеством, мы можем совершить это странное действие, которое будет выглядеть абсолютным анахронизмом, — сказал Евгений Пчелов. — И более того, совершеннейшим абсурдом.

Это приведет к тому, что наш календарь не будет соответствовать всемирному, что только усложнит эту календарную ситуацию. Никаких особенных русских корней в юлианском календаре нет.

То, что он долгое время использовался в России, объясняется тем, что Церковь у нас не была отделена от государства.

Историк Сергей Волков напомнил, что и до перехода России на григорианский календарь в документах приходилось указывать две даты.

— Если речь шла о каких-то контактах с европейскими странами, то указывалась дата и по григорианскому календарю. Например, высочайшие приказы о чинах военных отдавались в ежедневном режиме, и, когда император находился за границей, то даты этого приказа указывались по обоим календарям, — отметил историк.

Он также уточнил, что ряд мусульманских стран ведет исчисление от Хиджры (16 июля 622 года н.э.), но это не мешает им при взаимодействии с иностранными государствами пользоваться григорианским календарем.

Особый путь

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев назвал инициативу депутатов странной.

— Да, Русская православная церковь по-прежнему пользуется юлианским календарем. В пику католикам и протестантам. Ибо точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день, — сказал он. — Ни одна страна юлианским календарем не пользуется. Что хотят этой инициативой подчеркнуть депутаты? Что мы православная страна? Что у России особый путь? Если так, то это найдет отклик в сердцах некоторой части избирателей, но инициатива, конечно же, не пройдет.

В думском комитете по охране здоровья считают, что законопроект о переходе на юлианский календарь нецелесообразен и принимать его не нужно.

— Это потребует перекройки всего действующего календаря, а это большие затраты, да и какого-то особого смысла в этом нет, — пояснил «Известиям» член комитета Николай Герасименко («Единая Россия»).

А руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков уверен, что жизнь по двум календарям — церковному и гражданскому — никаких сложностей для верующих не создает.

— Если говорить о какой-то идеальной ситуации, то, конечно, было бы правильно вернуться к исторической системе. Но это из разряда мечтаний. А в действительности мы живем в обществе, которое уже привыкло к григорианскому календарю. По моему личному мнению, вопрос смены календаря сейчас не самая актуальная тема, — отметил он.

Что же касается поддержания духовности в обществе, то и здесь, по словам священника, календарь имеет очень небольшое значение.

Источник: https://iz.ru/878489/valeriia-nodelman-sergei-izotov/deputatskie-khroniki-zachem-rossii-predlagaiut-pereiti-na-iulianskii-kalendar

Григорианский календарь — история и современное состояние

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Дата утверждения Григорианского календаря — 4.10.1582. Данный календарь заменил действующий до этого времени Юлианский календарь. Большинство современных стран живёт именно по новому календарю: взгляните на любой календарь, и вы получите наглядное представление о Григорианской системе. Согласно Григорианскому исчислению, год разделён на 12 месяцев, продолжительность которых – 28, 29, 30 и 31 день. Календарь введен Папой Римским Григорием XIII.

Переход на новое исчисление повлек следующие перемены:

  • На момент принятия Григорианский календарь сразу сдвигал текущую дату на 10 суток и исправлял накопленные прежней системой ошибки;
  • В новом исчислении стало действовать более корректное правило определения високосного года;
  • Были модифицированы правила вычисления дня христианской Пасхи.

В год принятия новой системы к летоисчислению присоединились Испания, Италия, Франция, Португалия, через пару лет к ним присоединились другие страны Европы. В России переход на Григорианский календарь состоялся только в XX веке – в 1918 году.

На территории, находящейся к тому времени под контролем Советской власти, было объявлено, что после 31.01.1918 года сразу будет следовать 14 февраля. Долгое время граждане новой страны не могли привыкнуть к новой системе: введение Григорианского календаря в России вызвало путаницу в документах и умах.

В официальных бумагах даты рождения и прочие значимые события долгое время указывались по строму и новому стилю.

Кстати, Православная Церковь до сих пор живёт по Юлианскому календарю (в отличие от католической), поэтому дни церковных праздников (Пасха, Рождество) в католических странах не совпадают с российскими. По мнению высшего духовенства Православной Церкви, переход на Григорианскую систему приведет к каноническим нарушениям: правила Апостолов не разрешают начинать празднование святой Пасхи в один день с Иудейским языческим праздником.

Позже всех на новую систему отсчета времени перешёл Китай. Это случилось в 1949 году после провозглашения КНР. В том же году в Китае было установлено принятое во всём мире исчисление лет – от Рождества Христова.

Разница между Григорианским и Юлианским календарём

На момент утверждения Григорианского календаря разница между двумя системами исчисления составляла 10 дней. К настоящему времени из-за разного количества високосных годов расхождения увеличились до 13 дней. К 1 марта 2100 года разница достигнет уже 14 дней.

В сравнении с Юлианским календарём Григорианский более точен с точки зрения астрономии: он максимально приближен к тропическому году. Поводом для перемены систем стало постепенное смещение дня равноденствия в Юлианском календаре: это вызывало расхождение пасхальных полнолуний с астрономическими.

Все современные календари имеют привычный для нас вид именно благодаря переходу руководства Католической Церкви на новое временное исчисление. Если бы Юлианский календарь продолжал функционировать, расхождения между реальными (астрономическими) равноденствиями и Пасхальными праздниками увеличились бы ещё больше, что внесло бы путаницу в сам принцип определения церковных праздников.

Кстати, сам Григорианский календарь не является на 100% точным с астрономической точки зрения, но погрешность в нем, как утверждают астрономы, накопится только после 10 000 лет использования.

Люди продолжают с успехом пользоваться новой системой времени уже больше 400 лет. Календарь по прежнему является полезной и функциональной вещью, необходимой каждому для согласования дат, планирования деловой и личной жизни.

Современное печатное производство достигло небывалого технологического развития. Любая коммерческая или общественная организация может заказать календари с собственной символикой в типографии: их изготовят оперативно, качественно, по адекватной цене.

Источник: https://a-format.ru/blog/grigorianskij-kalendar

Календари: в чем разница? Инфографика — Православный журнал

Традиционно в дни рождественских и пасхальных праздников люди задаются вопросом: почему юлианский и григорианский календарь не совпадают, и в чем между ними разница? Мы попытались как можно проще объяснить причину этой, на самом деле, крайне сложной астрономической и математической проблемы.

Юлианский календарь (старый стиль)

Система летосчисления, ориентированная на время последовательного прохождения точки равноденствия Солнцем, поэтому Юлианский календарь был “солнечным” календарем. Юлианский год – 365 дней и 6 часов, разделен на 12 месяцев. Через каждые 4 года объявляется високосный год (добавляется один день – 29 февраля), благодаря чему разница в часах сводится на нет.

Используется в ряде Поместных Православных Церквей (Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Польская), а также в ряде монастырей и приходов США, Европы и в монастырях Афона.

Разработан александрийскими астрономами во главе с Созигеном. Был введен 1 января 45 года до Рождества Христова императором Юлием Цезарем.
 

Григорианский календарь (новый стиль)

Система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365, 2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

  • номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
  • остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 ( 1892, 1896, 1904, 1908 ).

Используется в Римо-Католической Церкви, протестантами и Финляндской православной церковью. Утвержден Папой Григорием XIII 24 февраля 1582 года на основании вычислений ученого Луиджи Лилио.

Целью введения нового календаря было вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта, которая указана во времена I Вселенского Собора. В соответствии с папской буллой после 4 октября 1582 года следующим днем стало не 5-е, а 15-е октября уже по «новому стилю».

В 1700-й, 1800-й, 1900-й годы разница между юлианским и григорианским календарями вновь увеличилась (каждый раз на 1 день). К XX она достигла 13 дней.

Одновременно в Григорианском календаре модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
 

В чем проблема?

На самом деле Земля обращается вокруг солнца не ровно за 365 дней. Календарный год и солнечный совпадают неточно – существует погрешность. Поэтому постепенно начинают смещаться и астрономические события. Например, во времена I Вселенского Собора день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, а затем сместился. Реформа папы Григория была призвана исправить эти возникшие смещения и снова вернуть астрономические события «на старое место».

Необходимые определения

Тропический (солнечный) год – отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времени года, как это наблюдается с Земли. Тропический год равен 365,2422 суток.

Равноденствие – день, когда земная ось строго перпендикулярно Солнцу.
 

Последствия реформы календаря

Принятие григорианского календаря серьезно затянулось, особенно в протестантских странах. В целом протестантские страны переходили на новый календарь постепенно. Последней из них григорианский календарь приняла Англия – в 1752 году.

В России неоднократно обсуждалась тема перехода Церкви на григорианский стиль. Допускался переход при условии, что значительная часть западных христиан перейдет в Православие. Но в целом это считалось нецелесообразным. Последние крупные дебаты относительно перехода на новый стиль проходили в 90-е годы XIX века. Большинство выступало за переход. Однако известный церковный историк Василий Васильевич Болотов был с этим не согласен и приводил два основных аргумента:

а) простота юлианского календаря по сравнению с григорианским. В действительности, крупные астрономы пользовались для своих расчетов именно юлианским календарем вплоть до XX века;

б) возможность перехода не следует из решений I Вселенского Собора (на нем была утверждена Александрийская пасхалия — система вычисления даты Пасхи, которая «работает», то есть обеспечивает точность, только с юлианским годом).
 

Новоюлианский календарь

В мае 1923 года в Константинополе состоялся собор православных восточных церквей, созванный патриархом Мелетием IV. На нём был обсужден календарный вопрос и принято решение о реформе. Чтобы не принимать григорианский календарь, было решено ввести календарь, названный новоюлианским. Этот календарь был разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем (1879—1956).

Этот календарь основан на 900 летнем цикле. В течение этого периода упраздняются 7 суток.

Год считается високосным, если:

  • его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или
  • его номер делится на 900 с остатком 200 или 600.

Всего на 900 лет приходится 682 простых и 218 високосных годов (в юлианском 400-летнем цикле имеется 300 простых и 100 високосных, в григорианском — 303 простых и 97 високосных годов).

Новоюлианский календарь будет совпадать полностью с григорианским в последующие 800 лет (до 2800 года). Православные Церкви, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, а непереходящие праздники стали отмечаться по григорианским датам.

Новоюлианский календарь был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Патриаршей Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской православной церкви только 24 дня.

В 1948 году на Московском совещании Православных Церквей было принято решение о том, что каждая Поместная Церковь может праздновать неподвижные праздники по своему календарю и верующие не должны от этого отходить. Пасха и все преходящие праздники при этом должны рассчитываться по юлианскому календарь (александрийской пасхалии).

Фомапостер. Скачать бесплатно:

 

Источник: https://foma.ru/infografika-kalendari-v-chem-raznicza.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Что такое естественный прирост

Закрыть