Анафема что это значит в православии

Серьёзный раскол произошёл в православном мире. Русская православная церковь объявила о разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом.

Это, конечно, не Великий раскол 1054 года, когда христианский мир распался на римско-католическую церковь на Западе и православную на Востоке с центром в Константинополе, но всё же масштабное событие, которое может повлечь за собой последствия прежде всего на политическом уровне.

Парадоксально, что при этом Константинопольский патриархат заявляет о том, что продолжает состоять в общении с РПЦ.

«Вселенский патриархат не прерывал общения с Московским патриархатом и продолжает его поминать в порядке, установленном в диптихе», – говорится в обращении экзархата русских приходов в Западной Европе, который подчиняется Константинополю.

В апреле президент Украины Пётр Порошенко обратился к Вселенскому патриарху о предоставлении автокефалии.

Константинопольский патриархат поддержал эту просьбу. В начале сентября в Стамбуле прошло заседание архиереев, на котором объявили, что патриархат может предоставлять автокефалию без согласия других православных церквей.

Хронология событий

9-11 октября в Стамбуле прошёл Синод, на котором Константинопольский патриархат снял анафему с патриарха Филарета (он был лишён сана и предан анафеме РПЦ в 1997 году) и отменил указ 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Патриарх Варфоломей / Фото с сайта «Новое время»

В ответ на это Московский патриархат объявил, что даст адекватный и жёсткий ответ на решения Синода Константинопольского патриархата по Украине.

15 октября в Минске прошёл Священный синод Русской православной церкви, на котором и было объявлено о разрыве отношений с Константинополем.

«Отныне и впредь до отказа Константинопольского патриархата от принятых им антиканонических решений для всех священнослужителей Русской православной церкви невозможно сослужение с клириками Константинопольской церкви, а для мирян – участие в таинствах, совершаемых в её храмах», – говорится в официальном обращении Священного синода Русской православной церкви.

Это решение означает, что совместные богослужения священников и причащения в храмах Константинопольского патриархата для прихожан РПЦ официально запрещены и могут повлечь за собой отлучение от церкви. РПЦ также официально предупредила своих прихожан об ограничениях при посещении святой горы Афон.

Что это означает для Казахстана

Казахстанский митрополичий округ выразил солидарность с решением РПЦ. Об этом рассказал «Интерфаксу» управделами Казахстанского митрополичьего округа епископ Каскеленский Геннадий.

«Мы оказались на пороге, может быть, очень новых событий, и нам остаётся надеяться на то, что в Украине мы сможем избежать каких-то трагических последствий и кровавых событий, которые могут последовать вслед за этим беспрецедентным, неканоническим решением Константинопольского патриарха. На каждой службе мы здесь, в Казахстане, возносим особую молитву о мире на земле Украины и всей своей душой мы с нашими братьями по вере, которым предстоит, возможно, противостоять тем людям, которые пытаются разрушить единство православия», – сказал епископ.

Как уточнил для Informburo.кz пресс-секретарь митрополичьего округа Русской православной церкви в Казахстане отец Евгений Иванов, в практическом и ритуальном плане для православных Казахстана решение РПЦ ничего не означает. Храмов, которые относятся к Константинопольскому патриархату, в Казахстане нет.

Протоиерей Евгений Иванов / Фото с сайта Voxpopuli.kz

«Для православных Казахстана ничего не меняется, единственное, что мы делаем сейчас, – усиливаем молитву за наших православных братьев в Украине, – говорит отец Евгений. – В службу введены особые прошения об единстве православной церкви, чтобы она не была расколота, чтобы был мир, чтобы избежать кровопролития в братской Украине.

Но Православная церковь Казахстана, конечно, говорит, что действия патриарха Варфоломея противоречат канонам церкви. И глава Православной церкви Казахстана, митрополит Александр, является постоянным членом Синода, под документом с его последним решением есть его подпись.

Поэтому что от нас зависит? Мы можем сейчас только молиться за преодоление раскола, чтобы мир всё-таки восторжествовал».

Сложности и духовно-нравственные дилеммы могут возникнуть, скорее, у православных за рубежом. Прежде всего это связано с не до конца решённым вопросом о посещении горы Афон – одной из главных святынь для православных людей.

«Со времён раскола церкви на католическую и православную прошло почти 1000 лет, однако вы знаете, что есть нормальная практика, когда православные едут в католические страны и поклоняются святыням католической церкви.

Единственное, что беспокоит православный мир, – это Афон, – говорит председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Православной церкви Казахстана протоиерей Александр Суворов. – Гора Афон имеет важнейшее значение для всего православного мира.

Потому что для христианина очень важно побывать на этой святыне».

Протоиерей Александр Суворов / Фото с сайта Voxpopuli.kz

Александр Суворов считает церковный раскол печальным событием для всего христианского мира. Он сравнивает его с событиями 90-х годов, когда Эстонская православная церковь раскололась на две структуры: Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП) и Эстонскую апостольскую православную церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП).

«Это, безусловно, трагедия. Конечно, никаких практических последствий для жителей Казахстана это не понесёт, поскольку национальность, гражданство в вопросах богослужения не имеют никакого значения. Если русский человек или украинец приезжает, например, в Грузию, то он становится прихожанином Грузинской православной церкви. В Казахстане нет храмов Константинопольского патриархата, поэтому у нас проблем не будет.

Это создаст сложности для людей в Западной Европе, где в одном городе могут быть храмы разных юрисдикций. Что трагично – бывают семьи, в которых муж из Европы и привык посещать церковь Константинопольского патриархата, где богослужение ведётся на греческом языке или на языке страны. А жена, допустим, из России, и в этом же городе есть церковь Московского патриархата. Вот тут уже, к сожалению, могут быть проблемы на уровне личностных отношений.

Это трагично», – сказал Александр Суворов.

Что думают теологи

Религиоведы считают, что разрыв отношений РПЦ с Константинопольским патриархатом нельзя сравнить с Великим расколом 1054 года или событиями 17 века, когда произошла реформа патриарха Никона, так как в этих случаях расхождения были связаны не только с политикой, но и с догматическими канонами. В этом же случае религиоведы оценивают разногласия прежде всего в политической плоскости. Церковь, которая исторически является мощным институтом власти, в этом контексте выступает как политический инструмент.

«Фактически, как это цинично ни звучит, этот томос, то есть кусок «дал» украинцам именно Путин. Уже после Крыма было понятно, что произойдёт нечто ещё более существенное, чем просто санкции. Это хорошо просчитанный специалистами по постсоветским государствам удар. Это пытались сделать ещё с начала 90-х, но не выходило, – говорит религиовед Николай Мерзляков.

– На сам институт православия это, конечно, не повлияет. Но это будет очень и очень болезненно для самих православных, потому что пойдут анафемы. Все начнут друг друга предавать анафеме. Те, кто поддержит это решение, будет предаваться анафеме одной стороной, те, кто не поддержит, – другой. При этом свара будет уводить прихожан в альтернативные религиозные сферы.

А как вы хотите, это тоже рынок – рынок религиозных услуг».

Казахстанские религиоведы считают, что стратегически для РПЦ разрыв отношений с Константинополем не совсем выгодный шаг, он, скорее, вынужденный.

«Для РПЦ, на мой взгляд, это очень проигрышная позиция, так как у неё, вероятнее всего, заберут важную составляющею – Украину. Но и для Украины это может также закончиться плохо: найдутся люди, которые начнут противостояние, которое может быть поддержано рядом горячих голов, кстати, во всему миру и уж точно в СНГ», – считает Николай Мерзляков.

Ещё один эксперт, специалист по теологии и политолог, высказал нам своё мнение о церковном расколе, попросив не называть его имени. Он объяснил это тем, что является сотрудником международной организации, работа в которой не позволяет ему делать открытые заявления на политические темы.

«Русская церковь не совсем по праву занимает первое место по статусу, потому что фактически Румынская церковь по количеству общин превышает её. Если Украина уйдёт, то она скатится на третье место. Украинская будет на втором или первом, потом румынская. Это серьёзный удар по позициям России. РПЦ может утратить право выступать защитницей всех православных, – говорит религиовед. – Да и с канонической точки зрения ситуация двусмысленная.

Если бы она не была двусмысленной, настолько неоднозначные позиции не занимали бы канонические церкви. Москву поддерживают только трое: Антиохийский, Александрийский и Сербский патриархаты. Причём Сербский потому, что у него очень похожая ситуация была с Черногорией. Остальные либо поддерживают Константинополь, либо занимают неоднозначную позицию.

А вот с точки зрения интересов Казахстана, на мой взгляд, для нас наиболее правильная позиция, если мы в это не вмешиваемся, не наше дело, но тихонько болеем за Константинополь. Но это только моё мнение».

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Источник: https://informburo.kz/stati/vse-nachnut-predavat-drug-druga-anafeme-kak-razryv-rpc-i-konstantinopolya-skazhetsya-na-pravoslavnyh-v-kazahstane.html

Анафема

анафема что это значит в православии

У этого термина существуют и другие значения, см. Анафема (значения).

Ана́фема (греч. ἀνάθεμα — «отлучение» от ἀνατίθημι — «возлагать, накладывать») — изначально — жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже — отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

В русском языке имеет несколько значений:

  1. Отлучение христианина от общения с верными и от таинств, применяемое в качестве высшего церковного наказания за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое.
  2. Торжественное публичное отречение от своих прежних религиозных заблуждений в Чинопоследовании соединяемых из иноверных к Православной Церкви.
  3. Проклятие (устаревшее).
  4. В русском просторечии употреблялось как бранное слово; имеет производное прилагательное анафемский, в современной речи практически не употребимое.

Согласно «Православной энциклопедии» (2000), «церковную анафему (или великое отлучение) не следует смешивать с „отлучением“ (ἀφορισμός), которое представляет собой временное исключение христианина из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также „малым отлучением“, оно в отличие от анафемы служит наказанием за меньшие проступки, например: воровство, блуд, участие в получении церковной должности с помощью взятки и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу».

Церковное право рассматривает анафему как форму наказания в виде лишения «прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви», применимого лишь к членам церкви.

Происхождение термина

У античных авторов (Гомер, Софокл, Геродот) означал «нечто, посвящённое богу; дар, приношение в храм», то есть чуждое обыденному употреблению.

В Септуагинте был использован для передачи древнееврейского термина ивр. ‏חֵרֶם‏‎ (херем) — нечто проклятое, отверженное людьми и обречённое уничтожению (Чис. 21:2-3, Лев. 27:28, Втор. 7:26, Втор. 13:15-17, Нав. 6:17, Нав. 7:11, Зах. 14:11). В синодальном переводе Ветхого Завета переведён термином заклятое.

В Новом Завете слово «анафема» употребляется несколько раз апостолом Павлом:

8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. 9 Как прежде мы сказали, и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.(Гал. 1:8,9)
Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа (1Кор. 16:22)

В греческом оригинале это слово также встречается в книге Деяний, хотя и в другом переводе:

Они, придя к первосвященникам и старейшинам, сказали: мы клятвою заклялись не есть ничего, пока не убьем Павла. (Деян. 23:14)

Слово «анафема» в данном случае переведено как «клятвою».

При этом Павел считается с установившейся синагогальным значением анафемы и не употребляет его, когда речь идёт об осуждении коринфского кровосмешения (1Кор. 5:13), показывая, что христианское отлучение есть нечто отличное от ветхозаветного термина херем. В Новом Завете слово анафема встречается шесть раз: дважды в указанном выше послании апостола Павла к Коринфянам, дважды в его послании к Галатам (Гал. 1:8-9), один раз в книге Деяний и один раз в послании Павла Римлянам.

Иоанн Златоуст в 16-й Беседе на Послание апостола Павла к Римлянам на вопрос «Что такое анафема?» отвечает — «анафема, то есть да будет отлучен от всех и будет чужим для всех». Сократ Схоластик в своей «Церковной истории» даёт следующее определение анафемы: «так мы, христиане, обыкновенно называем приговор против богохульника, когда своё мнение объявляем всем, выставляя его как бы на столбе».

Апостольские правила не употребляют слово анафема, заменяя его указанием «да будет отлучен от общения церковного». Епископ Смоленский Иоанн (Соколов) в своём толковании на 10-е апостольское правило пишет:

Церковное отлучение в правилах и древних обычаях Церкви имело три степени:

  1. отлучение от святых Таин, без лишения церковных молитв и духовного общения верных;
  2. не только лишение святых Таин, но и молитв и духовного общения верных;
  3. совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема.

Термин анафема впервые был употреблён в канонах Эльвирского собора (начало IV века), а сама каноническая формула «если кто-либо да будет анафема» окончательно утвердилась в канонах после Гангрского собора (ок. 340 года).

Анафема до разделения церкви в 1054 году

Слово анафема вошло в употребление с IV века (соборы Лаодикийский и Эльвирский) и стало господствующим в церковной практике начиная со времён Халкидонского собора (451 год). Традиционной формой анафематствования становится: «Имярек да будет анафема».

  • 325: анафема арианству на Первом Вселенском соборе.
  • 341: на Антиохийском соборе восемьдесят семь собравшихся прелатов предали анафеме Афанасия Великого. В свою очередь, Афанасий предал анафеме осудивших его прелатов. Затем Афанасий был дважды отлучён от церкви папой Либерием. И папа Либерий, и Афанасий Великий впоследствии были причислены к лику святых.
  • 518: патриарх Константинопольский Иоанн II подтвердил постановления Халкидонского собора и предал анафеме распространителя евтихиевой ереси епископа Севира Антиохийского.
  • 536: анафема Юлиану Галикарнасскому.
  • 633: на V Толедском соборе анафема всем домогавшимся царского сана, без наличия на то прав по происхождению, а также «злословившим государя».
  • 680: Агафон (папа римский) предал анафеме лидера монофелитов патриарха Антиохийского Макария I, а также покойных патриархов Константинопольских Сергия, Пирра, Павла, Петра и папу Гонория I; каковые были анафематствованы и Шестым Вселенским собором.
  • 754: анафема иконопочитания на иконоборческом соборе в Константинополе — Иоанн Дамаскин был четырежды подвергнут анафеме, но VII Вселенский собор подтвердил верность его учения.
  • 843: Константинопольский собор анафематствовал иконоборчество.
  • 878: папа Иоанн VIII предал анафеме патриарха Фотия.
  • 1054: патриарх Константинопольский Михаил Кируларий и легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.

В Русской Церкви

В православной (греческой) богослужебной традиции с 843 года существует особый чин Торжества Православия (Последования в неделю Православия, иначе Сино́дик), совершаемый в первую Неделю (воскресенье) Великого поста — ежегодное провозглашение догматов веры, анафемы ересям и еретикам, вечной памяти усопшим и многолетия здравствующим верным. В России чин Торжества Православия был введён в XIV веке на основе греческого синодика с прибавлением сначала имён «новых еретиков», как то, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и других.

В 1766 году Святейший синод одобрил новую редакцию «Последования в неделю Православия» (была напечатана в 1767 году), обязательную для всех епархий. Чин стал совершаться только епархиальным епископами в кафедральных соборах. Одновременно в число анафематизмов была включена анафема тем, кто помышляет, «яко православнии государи возводятся на престол не по особливому о них Божию благоволению и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливаются».

В 1801 году чин анафематствования был сокращён: в нём перечислялись теперь только сами ереси, без упоминания имён еретиков, а из имён государственных преступников оставлены только Григорий Отрепьев и Иван Мазепа. Позднейшая синодальная редакция 1869 года содержала 12 общих анафематизмов: были опущены все имена, и в 11-й анафематизм вставлена общая фраза о «дерзающих на бунт и измену» против «православных государей».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что пить при высоком давлении

Источник: https://karavay35.ru/anafema/

Константинополь снял анафему с главы Киевского патриархата Филарета

анафема что это значит в православии

Святослав Хоменко Би-би-си, Стамбул

Правообладатель иллюстрации UNIAN

Священный синод Константинопольской православной церкви принял решение отменить анафему (отлучение от церкви) предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария, сообщил иерарх Константинопольского патриархата, митрополит Галльский Эммануил.

В 1997 году, после того, как Филарет возглавил непризнанную церковь Киевского патриархата, собор Русской православной церкви (РПЦ) отлучил его от церкви, наложив на него анафему.

Синод также решил продолжить процедуру предоставления церкви на Украине томоса об автокефалии (независимости).

В Московском патриархате гневно отреагировали на принятое Константинополем решение, предупредив о катастрофических последствиях, которое оно может иметь.

«По политическим соображениям»

В финальном документе содержится также еще четыре пункта:

  • о восстановлении ставропигии Вселенского патриархата в Киеве — «одной из его многих ставропигий на Украине, существовавших здесь всегда»;
  • о признании незаконной аннексии Киевской митрополии Константинопольского патриархата Русской православной церковью в 1686 году;
  • предостережение об опасности незаконного захвата церквей и монастырей в Украине вследствие принятых синодом решений;
  • о признании иерархов УПЦ (КП) и УАПЦ в их каноническом статусе и о восстановлении евхаристического общения с прихожанами этих церквей.

Именно 89-летнего Филарета в Киеве называют наиболее вероятным главой еще не созданной независимой объединенной украинской православной церкви.

«Заслушали апелляцию Филарета (Денисенко) и Макария. Принято решение, что в свое время анафема была оглашена по недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям. Поэтому решением синода они были возвращены в каноническое поле», — сообщил представитель Вселенского патриархата по итогам синода, проходившего 9-11 октября в Стамбуле.

Филарета, бывшего высокопоставленного иерарха Русской православной церкви, в 1992 году лишил церковного сана архиерейский собор РПЦ.

Это случилось после того, как он инициировал обращение украинских митрополитов к московскому патриарху с просьбой даровать украинской церкви автокефалию (независимость).

Еще в 1992 году Филарет направил патриарху Константинопольскому как высшей апелляционной инстанции в мировом православии просьбу повторно рассмотреть его дело и восстановить его канонический статус.

Эта апелляция на протяжении следующих лет неоднократно дополнялась, рассказали Би-би-си в Киевском патриархате.

В своих многочисленных интервью Филарет говорил о «политических мотивах» наложенной на него анафемы и заявлял, что не признает ее.

РПЦ настаивала на правомерности наложения анафемы на Филарета, называя его лидером «самопровозглашенного сборища».

Более того, представители Русской церкви утверждали, что снять анафему с Филарета может только та церковь, которая ее наложила.

Восстановление канонического статуса Филарета автоматически ведет к легитимизации всех священников и епископов Киевского патриархата, говорят в этой церкви.

Глава Киевского патриархата Филарет заявил, что в результате снятия Вселенским патриархатом анафемы с него и главы Украинской автокефальной церкви Макария, появилась возможность создания на Украине единой поместной церкви.

«Это решение дает нам возможность объединиться с архиереями Московского патриархата, которые захотят объединиться с нами в объединенную автокефальную церковь», — сказал он в четверг, выступая в Киеве.

Наблюдатели в Киеве называли проблему нерешенного канонического статуса Филарета одним из препятствий на пути к созданию независимой украинской церкви.

Предполагается, что большинство епископов еще не созданной украинской церкви будут составлять нынешние представители Киевского патриархата.

На объединительном соборе, который должен будет объявить о создании этой церкви и выбрать ее предстоятеля, они намерены поддержать именно кандидатуру Филарета. Таким образом, он является самым вероятным главой еще не созданной независимой церкви.

Однако до сегодняшнего дня отлученный от церкви Филарет не мог принимать участие в таких выборах.

Media playback is unsupported on your device

Православной церкви Украины обещают автокефалию

«На финишной прямой»

В апреле этого года две непризнанные украинские церкви направили в патриархат Константинопольской церкви (который называют также Вселенским) просьбу о даровании украинской церкви автокефалии.

В Константинополе решили удовлетворить эту просьбу. На заседнии синода Константинопольской церкви в четверг было решено продолжить этот процесс.

«Первое — возобновить решения, которые уже были сделаны. Вселенский патриархат продолжает процедуру предоставления томоса украинской церкви», — сказал митрополит Галльский Эммануил.

Президент Украины Петр Порошенко в четверг заявил, что решение о предоставления украинской церкви автокефалии уже принято.

«Решение о предоставлении автокефалии уже принято, подчеркиваю, решение о предоставлении автокефалии Украине принято», — заявил Порошенко.

За последние три недели экзархи провели ряд встреч с украинскими церковными лидерами и политиками. Во время этих встреч экзархи подчеркивали, что процесс предоставления украинскому православию автокефалии вышел на финишную прямую.

Назначение патриархом Варфоломеем экзархов и их прибытие на Украину стало причиной кризиса в отношениях между Константинопольским патриархатом и РПЦ. В Москве заявили о частичном прекращении общения с Константинополем.

РПЦ считает Украину своей канонической территорией, а действия Константинополя — грубым вмешательством во внутренние дела другой церкви.

Кроме того, здесь оспаривают право Вселенского патриарха предоставлять автокефалию кому бы то ни было без согласия на это других церквей.

Тем не менее, в Константинопольской церкви настаивают на четком соблюдении церковных канонов при принятии решения об автокефалии для украинской церкви.

«Легализация раскола»

В Московском патриархате с негодованием встретили известие о признании недействительной анафемы, наложенной на неканонические церкви на Украине, заявив, что это приведет к непоправимым последствиям для мирового православия.

«Это легализация раскола. Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — приводит агентство ТАСС слова пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священника Александра Волкова.

Он также заявил, что в ответ Русская православная церковь будет вынуждена разорвать евхаристическое общение со Вселенским патриархатом.

«Решение Константинополя снять анафему с Филарета является бесперецедентным антиканоническим деянием», — заявил Интерфаксу глава синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Право на апелляцию

Вопрос о праве Константинополя выступать в качестве высшей апелляционной инстанции мирового православия и решать церковные споры, касающиеся других патриархатов, обсуждался на синаксе (архиерейском соборе) Константинопольского патриархата, состоявшемся в начале сентября.

Его участники пришли к выводу, что такая роль Константинополя не противоречит церковным канонам.

Уже тогда наблюдатели говорили, что Вселенский патриархат поднимает этот вопрос именно в связи с «проблемой Филарета».

Патриарх из Донбасса

Михаил Денисенко, будущий глава церкви Киевского патриархата Филарет, родился в 1929 году в Донецкой области. Закончил Одесскую семинарию и Московскую духовную академию.

Филарет сделал впечатляющую карьеру в иерархии русского православия: был епископом Венским и Австрийским, ректором Московской духовной академии, возглавлял делегации РПЦ на различных международных конференциях.

В 1966 году Филарет возглавил Киевскую кафедру и стал экзархом Украины.

Именно в качестве митрополита Киевского он стал местоблюстителем патриарха Московского после кончины патриарха Пимена в 1990 году.

Проиграв выборы московского патриарха Алексию II, Филарет возглавил Украинскую православную церковь — структурную часть РПЦ, созданную вместо Украинского экзархата.

В начале 1990-х Филарет стал активным сторонником независимости украинской церкви и даже инициировал письмо украинских иерархов в Москву с просьбой о предоставлении автокефалии.

Впрочем, тогда планам Филарета не было суждено сбыться, и в результате его лишили сана. После того как он возглавил непризнанную церковь Киевского патриархата, РПЦ отлучила его и предала анафеме.

В конце 2013 года Филарет и его церковь однозначно выступили в поддержку Евромайдана. Позже он отметился рядом заявлений, осуждающих Россию и ее руководство за силовое вмешательство во внутренние дела Украины и поддерживающих западный вектор развития страны.

В своих интервью Филарет заявлял, что верит в то, что еще при его жизни состоится собор, на котором в одну поместную православную церковь объединятся украинские церкви Московского и Киевского патриархатов.

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-45827583

Анафема что это значит: история и определение слова

анафема что это значит в православии

В христианстве анафема — это отлучение человека от церкви. В результате он не сможет принимать участия в таинствах и обрядах, посещать храмы. Наложение производится, как знак высшей кары, которая должна наступить за действия, направленные на раскол или измену православной вере.

Провозглашение анафемы на Первом Вселенском Соборе

Что такое анафема, какой её смысл

Анафема является воспитательным актом, который главной своей целью имеет не наказание оступившегося человека, а приведение его на праведный путь. Основное определение указывает, что возложение анафемы происходит для того чтобы человек смог совершить духовное приношение богу. Во время перевода Евангелия на греческий язык этот термин был употреблен в искаженном значении – «унижение» или «проклятие». С тех пор совершение акта считается самым страшным, что может произойти с христианином.

Если изучить каноны православной веры, anathema – это высший акт наказания человека, принадлежащего к церкви. В результате он утрачивает возможность:

  • причислять себя к вере;
  • принимать участие в обрядах;
  • касаться святых;
  • совершать таинства;
  • общаться с другими верующими;
  • посещать храмы и церкви, как в дни празднований особых событий, так и в повседневности.

В христианстве считается, что даже негативные мысли несут в себе угрозу для единства и целостности церкви. Проступки и действия, направленные на раскол или изменения устоявшихся канонов подвергаются осуждению, за которым следует совершение акта порицания, которым и является анафема.

Подобное наказание предполагает полное отчуждение человека от церкви. Если он принадлежит общине, то производится его исключение. В число запретов входит и обряд причащения вином и хлебом. Подвергнуться наказанию может не только «мирянин», но и священнослужитель. Для него в случае произнесения слов порицания и совершения акта становится невозможным возвращение к занимаемой в церкви должности, совершать все положенные по канону обряды и таинства.

Наказание не получит верующий, который не грешит

Особенность! Человек, подвергнутый анафеме, утрачивает возможность исповедоваться в грехах, молиться вместе с другими прихожанами. Наказание действует и после смерти – в этом случае он не может быть отпет, как того требует христианский обычай и похоронен на кладбище.

Церковь не наказывает так жестко даже за самые сильные грехи и проступки сразу. Грешнику всегда дается возможность вернуться на праведный путь. Для этого он должен осознать тяжесть совершенного деяния, понять, какие последствия повлечет за собой его деятельность. Если будет признана вина, принесено покаяние, то отлучение производиться не будет.

Для достижения положительных изменений с оступившимся проводятся беседы. Они необходимы для того чтобы  донести всю тяжесть и опасность поступков для души человека и веры в целом. В том случае, когда человек не приходит к покаянию или отказывается признать свою вину, не осознает ответственности, то его подвергают церковной каре под названием анафема.

Важно помнить: есть временное отлучение от церкви, что не является анафемой в полной мере.

История и Происхождение термина

Первые упоминания термина встречаются еще в древних текстах. В них анафема и что это такое разбирается с точки зрения приношений даров божествам, позже – единому богу. Увидеть термин можно в произведениях:

  • Гомера;
  • Геродота;
  • Софокла.

Мыслители древности упоминали об анафеме в своих трудах

О первых приданиях анафеме, как мере наказания, написано в апостольских посланиях. Считается, что официальной датой вынесения подобного наказания является IX век. Церковные осуждения известны и ранее:

  • 4 век – осужден пресвитер Арий;
  • V век – патриарх Нестория;
  • VII Вселенский Собор – придание анафеме иконоборцев.

Наказания следовали за то, что священнослужители высказывали необычные для того времени мнения, которые воспринимались, как ересь и вред для церковной веры.

Церковное отлучение в правилах разделяется на три степени:

  • отлучение от таинств, но позволение произносить церковные молитвы. Общаться с другими верующими также не запрещается;
  • запрет на осуществление духовных таинств и общение с верующими;
  • отлучение или изгнание из общины. В этом случае производится лишение всех привилегий, связанных с возможностью посещения церкви. Общение с верующими в этом случае запрещено.

Впервые термин встречается в канонах Эльвирского собора. Упоминание датируется началом 4 века.

Духовное осуждение Ария

Сущность и смысл анафемы

Православие предполагает расшифровку термина, как наказание за особый тяжести грех. В этом случае судить душу может только Бог. Церковь же в этом случае снимает с себя обязанности по вознесению молитв и осуществлять попечение кого-либо или чего-либо.

Если требуется объяснить сущность и смысл акта наказания, то нужно сказать, что это не проклятие в прямом смысле, но символ, указывающий на отступника, как предателя. В этом случае анафема и полное значение слова для верующих – наказание, акт воспитания духовной стороны личности.

Человек может называть себя христианином, но своими действиями и поступками доказывал обратное, за что и понес наказание. С момента его вынесения церковь не имеет к грешнику никакого отношения.

Получается, что анафема не является церковным проклятием, это отлучение от Церкви, свидетельствование о том, о чем виновный сам доказал – его взгляды и убеждения полностью расходятся с церковными и духовными.

Утверждение церковных правил и законов

Провозглашение анафемы

Процесс провозглашения анафемы – констатация того факта, что человек более не принадлежит к церкви и должен до конца своих дней пребывать вне ее стен. В этом случае вина отлучаемого должна быть классифицирована, доказана и обоснована. В большинстве случаев провозглашение происходит в отношении предводителей еретиков. Если вместе с ними имеется группа последователей, то имена их не перечисляются, что позволяет сохранить возможность общения с верующими.

Случаи анафемствования

Анафематствование, как акт крайний и необходимый для сохранения силы веры, применялось с древних времен. В документах и писания имеются множественные упоминания подобных случаев.

  • 325 год – анафема арианству (Первый Вселенский Собор);
  • 518 год – отлучение от церкви епископа Севира Антиохийского (распространение ереси);
  • 680 год – анафема ряду патриархов, которые были уличены в распространении еретических взглядов;
  • 878 год – придание анафеме патриарха Фотия;
  • 1054 год – анафема патриарху Константинопольскому и кардиналу Гумберту (обоюдная);
  • 1329 год – отлучение тверского князя Александра Михайловича и его последователей;
  • 1375 год – анафема стригольникам;
  • 1378 год – отлучение от церкви Дмитрия Донского (позже он был причислен к Лику Святых);

Дмитрий Донской

  • 1667 год – наказание в отношении раскольников – старообрядцев;
  • 1775 год – анафема Пугачеву (с последующим снятием непосредственно перед казнью);
  • 1901 год – отлучение от церкви Льва Толстого (официального упоминания о событии нет ни в одном из храмов).

Отлучение Льва Толстого

В современной истории также фиксировались случае отлучения от церкви, как крайняя мера в отношении человека:

  • 1959 год – наказание в отношении Евграфа Дулумана и его последователей;
  • 1970 год – анафема в отношении В.И. Ленина со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей;
  • 1983 год – наказание для последователей экуменизма (со стороны Архиерейского Собора РПЦ заграницей);
  • 1997 год – анафема Якунину Г. П. и Филарету (Денисенко).

Случай отлучения от церкви также фиксировался в 2009 году по отношению к Дементьеву О, но решение не вступило в силу, так как человек оказался некрещеным. В некоторых случаях решение о анафематствовании, как наказании – это подчеркивание особой опасности от деятельности человека по отношению к церкви или народу.

Духовные последствия анафемы

Основное значение процедуры – исключение из церковной общины. Приводит к этому официальное провозглашение с указанием имени и деяния лица, совершившего проступок или тяжкий грех и не пожелавшего принести покаяние. Духовные последствия:

  • отлучение от всех или большинства духовных таинств;
  • запрет на посещение церквей;
  • исключение из общины;
  • невозможность погребения по христианским правилам и требованиям.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Евгений онегин это что

В западных странах в период Средневековья придать анафеме могли человека, который был замечен в общении с тем, кто ранее был отлучен от церкви. Также он получал ограничения в праве выступать истцом и свидетелем на суде. Если преданного анафеме убивали, то это деяние не считалось преступлением. Покаяние со стороны человека могло дать ему шанс вернуться к вере.

Получить прощение возможно — нужно покаяться в грехе

Анафема в Православной Церкви

Применение этой меры наказания за особые грехи существовало и в Православной церкви. Имелись особенности, отличающие акт отречения от осуществляемого в древней церкви. Основное отличие – меньшее количество ереси, так как случаев отречения от христианской веры или перехода в иную, практически не фиксировалось. Наказание следовало за идолопоклонничество, приношение жертв иным богам (в язычестве).

Поклонения идолам язычества приводило к осуждению

Наказание могло последовать в отношении тех людей, которые не заключали христианского брака или не соблюдали его правил, пренебрегали причащением или совершали его реже, чем раз в год.

Также возрастала вероятность быть отлученным от церкви у тех, кто устраивал шумные гуляния в дни особых торжеств и праздников, значимых для православия.

Особенность – если в это время проводились кулачные бои и в них имелись погибшие, то такой случай рассматривался, как пособничество в делах разрушения церкви, умершие могли быть подвергнуты «проклятию». Христианство карает за употребление мяса в дни Постов, но покаяние способствует смягчению наказания.

Кулачные бои в Великие праздники могли стать причиной анафемы

Снятие анафемы в православии: мнение православной церкви

Церковное учение указывает, что таинство отлучения от обрядов не является событием бесповоротным. Человек всегда может вернуться к вере. Снятие производится в несколько этапов:

  • покаяние лица в публичном порядке;
  • обращение к лицу или органу церковной власти, которые произнесли анафему;
  • если имеются достаточно значимые основания, принимается решение о прощении.

На положительный исход дела влияют искренность и полнота раскаяния, исполнение возложенного на человека наказания в полном объеме, понимание лицом, что значит и чем является анафема в духовной судьбе личности.

Чин торжества Православия

Анафема В католической церкви

Католическая вера также предусматривает подобный вид наказания для отступника. Назначается анафема, в этом случае перевод значения также не будет «проклятие», скорее «кара», как крайняя и очень тяжелая мера, призванная перевоспитать лицо.

Так в 1080 году папа Григорий VII применил эту меру в отношении императора Генриха IV.

Наказание анафема и что это такое долгое время изучалось, поэтому фиксировались случаи отречения, а затем причисления к Лику Святых, как это было, например, с Жанной дАрк.

Источник: https://oznachaet.ru/religiya/chto-znachit-anafema.html

Самоизоляция или катастрофа: Что означает разрыв связи РПЦ с Константинополем

В ответ на решения Синода Константинопольского патриархата от 11 октября, направленных на предоставлении автокефалии Украинской православной церкви, Синод Русской православной церкви решил разорвать евхаристическое общение с Константинополем. Рассказываем, чем это чревато

112.ua

Днями священный Синод Константинопольской церкви прекратил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, а также снял анафему с глав двух неканонических церквей — Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

Это означает, Вселенский патриарх Варфоломей не пересмотрел свое предыдущее решение: до получения томоса осталось всего ничего, и вскоре Украина сможет создать на своей территории Единую украинскую автокефальную поместную церковь.

Омрачает воистину историческое событие лишь одно – Русская православная церковь (РПЦ) по-прежнему против независимости Киевской митрополии и от угроз переходит к конкретным, как там полагают, жестким действиям.

«В Минске запланировано заседание священного Синода РПЦ, и высший исполнительный орган РПЦ даст надлежащую оценку того, что произошло. Ответ будет самым решительным и жестким, он будет адекватен той ситуации, которая сложилась», — анонсировали в Московском патриархате сразу же после обнародования решения Константинополя.

Заседание Синода Русской православной церкви при участии главы Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Онуфрия прошло накануне, 15 октября.

Как и обещали, на повестке дня был всего один вопрос — реакция на решения Вселенского патриархата Варфоломея относительно Украины.

Более семи часов за закрытыми дверями священнослужители РПЦ не могли решить, как бы ударить по Константинополю побольнее.

Начиная с четырех часов вечера из здания епархии несколько раз выходил человек и объявлял собравшимся возле нее журналистам, что решение вот-вот будет. «В девятый раз говорю: готовность номер один», — говорил он СМИ, но брифинг все откладывался.

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион «РИА Новости»

Наконец около 20:00 к прессе вышел глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Иларион и заявил, что Синод РПЦ решил полностью разорвать отношения с Вселенским патриархатом Константинополя.

Причина довольно проста: тот якобы предпринял антиканонические действия, вступив в общение с украинскими раскольниками, и тем самым посягнул на каноническую территорию Русской православной церкви.

Константинополь-разрушитель: Главные аргументы из заявления РПЦ

Русская православная церковь негодует, главным образом из-за того, что Синод Константинопольской церкви запустил процесс предоставления автокефалии Украинской церкви в одностороннем порядке, проигнорировав призывы других церквей к всеправославному обсуждению вопроса.

Кроме того, по ее мнению, нельзя отменить 300 лет истории церковной жизни одним росчерком пера, да и нигде не значится, что дарование Москве церковной власти над Киевской митрополией в 1686 году можно «отозвать». Тем более, что эта митрополия за время пребывания в составе РПЦ разрослась примерно втрое.

Также в Москве утверждают, что одна церковь, даже «первая среди равных» не может снимать анафему, наложенную другой. При чем в 90-х Варфоломей был совсем не против анафемы Филарету и поддерживал решение РПЦ.

«Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой поместной церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский патриархат за пределы канонического поля и, к великой нашей скорби, делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами», — подытоживается в заявлении РПЦ, обнародованном после заседания синода этой же церкви.

«Нет» евхаристическому общению: Что это значит

Разрыв евхаристического общения — едва не крайняя мера в межцерковных отношениях. Это значит, что духовенство РПЦ не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата, а ее миряне — причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя, и участвовать в других таинствах.

Стоит отметить, что обычно при разрыве евхаристического общения патриархи поссорившихся церквей также перестают поминать друг друга за литургией. Патриарх РПЦ Кирилл не поминает предстоятеля Константинопольской церкви Варфоломея уже месяц. То есть еще в сентябре все понимали, что прекращение межцерковных отношений между Москвой и Константинополем неизбежно.

Патриархи Кирилл и Варфоломей AFP

РПЦ уже даже составила для туристов ориентировочный список храмов, где нельзя молиться. Секретарь ОВЦС МП протоиерей Игорь Якимчук объявил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

Также запретной для православных, крещеным в РПЦ и ее митрополиях (в УПЦ МП и Белорусской церкви), станет и гора Афон — самоуправляемая территория в составе Греции на которой располагаются 20 монастырей, одна из главных православных святынь, куда стремятся попасть многие паломники.

При этом протоиерей напомнил, что «за отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания (прещения), а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании церкви».

Размолвка РПЦ с Константинополем: Как отразится на Украине

Пока Вселенский патриархат Константинополя не ответил на заявление Русской православной церкви о разрыве евхаристического общения. Но уже сейчас можно сказать, что глобально на решение Вселенского патриарха Варфоломея о предоставлении Украине автокефалии это не повлияет.

Еще когда только озвучивались угрозы о возможном разрыве межцерковных отношений между Москвой и Константинополем, Варфоломей подчеркивал, что независимость Киевской митрополии неизбежна.

«Сейчас наступила очередь Украины получить автокефалию. Это произойдет, потому что это ее право (церкви, — ред.)», — говорил он, при этом подчеркивая исключительное право Вселенского патриархата предоставлять автокефалию всем новым православным церквям, начиная с России в XVI веке.

«Мы не боимся угроз», — добавил Варфоломей, комментируя российскую позицию.

Патриарх Константинопольский Варфоломей Фото из открытых источников

Единственное — позиция РПЦ несколько усложняет переход в гипотетическую Единую поместную церковь тех епископов, которые готовы сменить церковную прописку.

Дело в том, что своим заявлением материнская РПЦ недвусмысленно намекнула, что анафема главам двух неканонических украинских церквей по-прежнему действует и они считаются «раскольниками», а это значит, такая же анафема может быть наложена и на епископов, которые захотят пойти «в раскол».

Даже если такую анафему не признает никто, кроме самой РПЦ, священнослужители все равно будут иметь сомнительный церковный статус: полупризнанный, или полуанафематствованный.

Такая же ситуация может возникнуть и с передачей церквей. К примеру, некоторые приходы УПЦ МП и сейчас переходят к УПЦ Киевского патриархата — в РПЦ это называют «захватом раскольниками».

Примечательно, однажды РПЦ уже прекращала евхаристическое общение с Константинополем. 20 февраля 1996 года тот самый патриарх Варфоломей объявил, что принимает под свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую православную церковь.

Через три дня после этого патриарх Алексий II объявил о разрыве межцерковных отношений и перестал поминать Варфоломея на патриарших богослужениях. Но проблема довольно быстро разрешилась: в мае того же года церкви провели переговоры и пришли к мировой.

С тех пор в Эстонии действуют две православные церкви — одной автономию дал Московский патриархат, другой Константинопольский.

Самоизоляция или катастрофа: Что говорят в других церквях

На данный момент очень важно, чью сторону примут другие поместные православные церкви. Это даст ответ на главный вопрос, станет ли решение Русской православной церкви всеобщей катастрофой в виде раздела православного мира или же лишь ее самоизоляцией. Пока позицию РПЦ разделяют только Белорусская и Украинская церкви, подчиняющиеся ей же.

В Украинской православной церкви Киевского патриархата назвали решение Москвы повторением политики Кремля. Пресс-секретарь УПЦ КП Евстратий Зоря отметил, что у верующих РПЦ есть два выхода: идти вместе с Москвой в раскол или оставаться в единстве со вселенским православием.

Святейший патриарх сербский Ириней Фото из открытых источников

Другие поместные церкви особо позицию РПЦ не комментируют. Слова поддержки Москвы выразил лишь святейший патриарх Сербский Ириней. «Сегодня наша Церковь в большом искушении.

Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви — учинять нечто, на что он не имеет права – признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию.

Я верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение, чтобы избежать самого катастрофического церковного разделения», — отметил он.

Однако при этом не стал говорить о разрыве межцерковных отношений с Константинополем или любых других действиях в ответ.

Эксперты полагают, что таковых не будет, мол, слова поддержки и возможный призыв к всеобщему обсуждению — это лучшее, на что РПЦ может рассчитывать. Это займет время, но к глобальной катастрофе не приведет.

К слову, больше о том, что нужно для создания в Украине Единой автокефальной поместной церкви, и об истории обсуждения этого вопроса читайте здесь. В церковной же терминологии может помочь наш краткий словарик.

Источник: https://112.ua/glavnye-novosti/samoizolyaciya-ili-katastrofa-chto-oznachaet-razryv-svyazi-rpc-s-konstantinopolem-466157.html

Кого Церковь предает анафеме и за что?

Анафема. Этим древним церковным термином в наше время любят часто жонглировать светские журналисты, когда имеют задачу упрекнуть Церковь в жестокости, потере евангельского духа и т.п. Да и современные верующие люди часто соблазняются, когда слышат об анафеме.

Оно и не удивительно, ведь начиная с Большой Советской Энциклопедии и заканчивая современными Википедиями, слово «анафема» нам упорно трактуют как «изгнание, проклятие». Действительно ли это так? Комментирует протоиерей Владимир Ровинский.

Как понимает анафему сама Церковь?

Дело в том, что Церковь — живой организм. Сердцевиной и Главой этого Богочеловеческого организма есть Христос. Как и всякий живой организм, Церковь имеет способность и необходимые механизмы, чтобы постоянно себя восполнять и обновлять, но вместе с тем, здесь необходимы и другие механизмы — отторжения мертвых клеток и самоочищения.

Так вот, нам всем в той или иной мере знакомы священнодействия (в Церкви они называются Таинствами), благодаря которым сама Церковь растет и обновляется. Это Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Соборование. И даже таинства Венчания и Священства играют в этом процессе ключевые роли. Таинства — это средства не только количественного роста церковного организма, но и качественного.

И этот процесс называется освящением, преображением и обожением каждого церковного члена, каждой клеточки этого организма.

А что мы знаем о самоочищении Церкви?

Прежде всего заметим, что Церковь очень бережно относится к своим членам. Забота о здоровье каждой клеточки — главная задача Церкви. Здесь состояние болезни называется грехом. Грех — болезнь заразная, можно сказать, инфекционная. Она опасна не только для самого больного, но и для окружающих его.

В борьбе с грехом первым и главным средством является покаяние. Чтобы покаяние было более действенным, Церковь через пастырей нередко предписывает кающемуся своеобразное лекарство-катализатор — епитимию.

Заметим, что грех, как и любую другую болезнь, нельзя излечить без непосредственного участия больного, его доброй воли и искреннего желания быть здоровым.

Случается, что болезнь требует не только усиленного лечения, но и изоляции больного. Понятие карантина нам всем известно. В Церкви такое явление называется отлучением. Отлучение, как правило, имеет временный характер, пока болезнь не станет угасать. Мирян на определенное время отлучают от участия в Евхаристии, а священнослужителей — от совершения священнодействий.

Как и в каждом живом организме, среди членов Церкви случаются духовные болезни, подобные раковым

Да, ереси, расколы, лжеучения вполне сопоставимы с раковыми опухолями на церковном теле. И пусть никто не смущается, что в Богочеловеческом организме и такое возможно. Это лишь еще раз косвенно свидетельствует, что Церковь жива. Но как и всякий нормальный организм, Церковь должна иметь свою иммунную систему, защищающую ее от заражения.

Что же происходит на этой стадии духовной болезни того или иного члена Церкви. Во-первых, под действием гордости, эгоизма, самонадеянности такой член — клеточка церковного организма начинает мутировать, видоизменяться. Он не способен более выполнять свои функции, не соответствует своей роли и предназначению. По сути, для церковного, как и любого другого организма, эти клетки являются мертвыми. Но если бы они были просто мертвы. Нет, это не так!

Эти больные члены, во-вторых, начинают быстро делиться, расти количественно и все более деградировать качественно. Они способны стремительно заражать болезнью соседние клетки и угрожать целому организму.

Что делать? Да, сначала химиотерапия, потом облучение. Но если и это не помогает — операция по отторжению.

В Церкви такое отторжение получило название анафема

Анафема слово древнегреческое (от ana – далеко; tihein – ставить). Его использовали еще апостолы, когда предостерегали о последствиях духовных болезней среди первых христиан. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема» (1 Кор. 16, 22), — говорит апостол Павел коринфянам. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. (1 Гал. 8), — повторяет апостол галатам.

Апостолы в таком свидетельстве об отделении от Церкви тех, кто сам себя уже отделил, опирались на учение Христа: «Аще же согрешит к тебе брат твой, иди и повеждь Церкви», «Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько детей было у бога

Впрочем, История Церкви свидетельствует, что только в крайних и редких случаях провозглашалась анафема

А когда уже были употреблены все другие средства для врачевания, не с целью наказания, а последнего средства для вразумления отпавшего и воспитательного акта ему сочувствующих, провозглашалась анафема.

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий так пишет об анафеме: «Но как ясно вручил Господь апостолам и их преемникам право и власть крестить и таким образом вводить в Церковь достойных, так точно ясно же уполномочил Он их и отлучать от нее недостойных».

В Православии укоренилась традиция, что засвидетельствовать об отпадении от Церкви согрешающих, которые впали в ересь или раскол, т.е. провозгласить анафему, может только церковный собор.

Епископ Никодим Милош в толковании на 5 правило святых апостол так объясняет, что такое анафема:

«Совершенное исключение из церкви или большое отлучение (παντελής άφορισμός, excommunicatio omnimoda sive major) заключается в том, что известный член церкви за тяжкое церковное преступление, явное и доказанное, совершенно лишается церковного единения, т. е. теряет:

а) право общей молитвы с верными,б) право участия в каком бы то ни было церковном богослужении, и менее всего в божественной литургии,в) право совершения над ним какого бы то ни было таинства или церковного обряда, и

г) право быть отпеваемым и похороненным на православном кладбище после смерти.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/kogo-cerkov-predaet-anafeme-i-za-chto

«Легализация раскола»: Константинополь снял анафему с глав непризнанных украинских церквей

Синод Константинопольского патриархата отменил решение об отлучении от церкви патриарха неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета и митрополита Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария.

Между тем представители Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) — единственной канонической церкви на Украине — считают, что Константинопольский патриарх Варфоломей не имел права снимать анафему.

Такой же позиции придерживается и Русская православная церковь (РПЦ), которая 15 октября выступит с официальным заявлением.

Синод Константинопольского патриархата снял анафему (отлучение от церкви) с глав двух непризнанных церквей на Украине — патриарха УПЦ КП Филарета и Макария из УАПЦ. Об этом заявил представитель Константинополя.

«Заслушали апелляцию Филарета Денисенко и Макария. Принято решение, что в своё время анафема была оглашена по недостаточному количеству причин, по некоторым политическим соображениям. Поэтому решением синода они были возвращены в каноническое поле», — сказал он.

Представитель Константинопольской патриархии подчеркнул, что процесс предоставления украинской церкви автокефалии будет продолжен. «Вселенский патриарх, как первый среди равных, хочет вернуть своё каноническое право и вернуть церковь в ведение Константинополя мы продолжаем процесс предоставления Украине томоса (указа о предоставлении автономии, или автокефалии, церкви. — RT)», — добавил он.

Напомним, что Филарет был отлучён от церкви в 1997 году, когда при поддержке украинских властей со своими сторонниками создал УПЦ КП. Между тем, как напомнили в канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, Макария анафеме не предавали.

«Надо понять, что это за решение такое смешное. Ведь чтобы апелляцию получить человека (Филарета. — RT) при царе Горохе запретили, он должен был сразу обратиться, а он через 20 лет обращается, причём письменно. А второй (Макарий. — RT) под анафемой точно не был, а все рассказывают, что с них снята анафема», — сказал глава пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов.

В УПЦ МП убеждены, что Константинопольский патриарх Варфоломей должен быть сам предан анафеме, так как признал раскольников.

«Это решение абсолютно неканонично, потому что эта территория не принадлежит Константинопольскому патриархату: каким образом он может снимать анафемы? Он не имеет на это никакого канонического права. Думаю, что за такие действия на патриарха Варфоломея надо наложить анафему», — цитирует ТАСС архиепископа УПЦ МП Климента.

При этом Филарет уже заявил о намерении объединить свою церковь с автокефальной и УПЦ Московского патриархата. Для этих целей он планирует созвать Архиерейский собор.

Также по теме

«Пиар на автокефалии»: к чему может привести раскол православной церкви на Украине

Митрополит Кифирский Серафим призвал Константинополь не допустить раскола православия и не предоставлять автокефалию Украинской

«Процесс объединения будет быстрым. Я планирую созвать в ближайшее время Архиерейский собор, где будут представители Киевского патриархата, автокефальной церкви с митрополитом Макарием и архиереи Московского патриархата. Это будет объединяющий собор, который изберёт уже совместного патриарха», — сказал он.

Филарет подчеркнул, что после объединения церквей последует предоставление томоса, то есть независимости, для украинской православной церкви.

Президент Украины Пётр Порошенко утверждает, что решение об объединении трёх церквей и о предоставлении получившейся структуре независимости уже было принято.

«Украина имеет положительное решение Вселенского патриарха и Синода о единой местной православной церкви! То, о чём мечтали поколения украинцев и молились современники,  — это наконец произошло: Украина получила томос», — написал он в своём .

Україна має позитивне рішення Вселенського Патріарха і Синоду про Єдину Помісну Православну Церкву! Те, про що мріяли покоління українців та молилися сучасники – нарешті сталося: Україна отримала Автокефалію.

Це – перемога України, наша спільна перемога! pic..com/2wwU600xY1

— Петро Порошенко (@poroshenko) 11 октября 2018 г.

Однако УПЦ МП не будет объединяться с Киевским патриархатом и автокефальной церковью, заявил архиепископ Климент.

«Украинская православная церковь точно не пойдёт на такое объединение. Не очень верю в техническое объединение Киевского патриархата со второй неканонической Украинской автокефальной церковью во главе с Макарием. Ведь Макарий категорически против, чтобы главой объединённых церквей стал Филарет, на чём тот настаивает», — приводит его слова ТАСС.

«Константинополь переходит красную черту»

Константинопольский патриархат «переходит красную черту», сняв анафемы с Филарета и Макария. Об этом заявил священник Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси.

Также по теме

«Константинополь создал катастрофический прецедент»: официальный представитель РПЦ — о судьбе церкви на Украине

У константинопольского патриарха нет права предоставлять автокефалию Украине, и любые попытки внести подобным образом раскол в мировое

«Это легализация раскола. Константинополь своими действиями переходит красную черту и катастрофически нарушает единство мирового православия», — цитирует его ТАСС.

РПЦ даст оценку действиям Константинополя 15 октября, сообщил Владимир Легойда, председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Константинопольским патриархатом совершено беспрецедентное антиканоническое действие, являющееся попыткой разрушения основ православного канонического строя. Иначе нельзя оценить заявление Константинополя о вступлении в каноническое общение с раскольниками и лицом, отлучённым от Церкви. Священный синод Русской православной церкви на ближайшем заседании 15 октября в Минске даст надлежащую оценку этого деяния», — написал он в своём Telegram-канале.

Русская православная церковь последовательно выступает против придания УПЦ статуса автокефальной, то есть независимой. В РПЦ подчёркивают, что единственной канонической церковью на Украине является УПЦ Московского патриархата, которая не запрашивала у Константинополя автокефалии, в то время как именно этого требует процедура. Об этом 8 октября в интервью RT заявил официальный представитель Русской православной церкви священник Александр Волков.

Также по теме

«Прямой вызов Онуфрию»: почему глава УПЦ МП отказался от встречи с константинопольскими экзархами

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий отказался от встречи с экзархами константинопольского патриарха Варфоломея. Как отметил

«Если мы говорим о церковных канонах, то предоставление самостоятельности, в целом возникновение новой автокефальной церкви возможно только на основании согласия той материнской структуры, от которой она происходит. Таких прецедентов было в истории множество. С церковной точки зрения это (происходящее сейчас. — RT) нонсенс», — сказал он.

Волков отметил, что Константинопольский патриарх Варфоломей стремится устроить православную церковь по аналогии с католической.

«Из последних заявлений Константинопольского патриархата ясно, что у него есть стремление устройства православной церкви по модели католической, где один главенствующий — папа. У восточного христианства совсем другое церковное устройство: у каждой поместной церкви есть свой предстоятель, а эти предстоятели все вместе представляют единство и могут принимать общие решения», — пояснил он.

Поместные церкви не согласятся со стремлением Варфоломея к такому устройству, убеждён Волков.

«Никто не разделяет этих представлений Константинопольского патриархата. Это может вызвать только очередной раскол, а Варфоломей — войти в историю только как патриарх, который устроил раскол. И еретик, если это дойдёт до таких форм», — подчеркнул священник.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/563215-ukraina-pravoslaviye-raskol

Дмитрий Скворцов: Затяжка анафемы Варфоломею смерти подобна

Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») со стороны какой-либо из пятнадцати поместных церквей грозит мировому Православию (земной части Церкви) полным исчезновением. А человечеству в целом, следовательно – тем, что «уже нынешнее поколение людей будет жить при Апокалипсисе». Ведь пришествие антихриста только и удерживает Церковь Православная.

Дело в том, что по канонам – то есть, положениям, установленным самими апостолами и их прямыми преемниками на Вселенских соборах I тысячелетия (которыми «Дух Святой водил»), – любой священник или мирянин, только помолившийся с еретиком или раскольником, подлежит анафеме. К еретикам и раскольникам относится абсолютно всё «духовенство СЦУ».

Следовательно, молившиеся с ними или поминавшие их в общецерковной молитве Варфоломей, а также предстоятели Элладской и Александрийской церквей, подпадают под анафему. Но и помолившиеся с вошедшими в общение с еретиком подлежит отлучению. Таким образом, всё духовенство т.н.

Константинопольской, Элладской и Александрийской церквей, которое «смиренно» молится со своими предстоятелями, де-факто становится еретиками.

А это уже значит, что уже представитель любой другой поместной церкви, пусть не признающий «СЦУ» и даже осуждающей самозванцев (как Антиохийская, Русская, Сербская, Польская, Чехословацкая, Американская церкви) помолившийся с представителями Элладской и Александрийской церквей, становится носителем вируса для своей (да и любой другой) церкви. Если его самого сразу после этого не извергнуть из сана. Ну, или не подвергнуть «очищению» через церковный суд.

Беда пришла – закрывай притвор

«Все это очень неприятные богословские вопросы, но оставаясь последовательными в каноническом Православии, мы не можем от них просто отмахнуться, – признаёт член синодальной богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков. – Беда, страшная беда!».

Ворота нашей церковной территории перед этой бедой следовало закрыть ещё год назад, после того, как синод РПЦ констатировал: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

Тогда же и патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил отдельно: «Если одна из Церквей поддерживает раскольников, если одна из Церквей нарушает каноны, то она перестает быть Православной Церковью». Но в подтверждение этих слов ничего на протяжении года сделано не было.

Никто не созвал всеправославного обличения деяний Фанара; никто не созвал архиерейского собора для осуждения канонических преступлений Варфоломея.

Отсутствие чёткого предупреждения РПЦ о последствиях евхаристического общения с впавшим в ереси Экуменическим патриархатом и позволило вечно запуганным вассалам Госдепа решиться на признание «СЦУ».

С этим соглашается и экс-глава ОВЦС УПЦ (МП), экс-замглавы Учебного комитета РПЦ, клирик Московской епархии архимандрит Кирилл Говорун: «После создания прецедента признания ПЦУ Православной церковью Эллады и половинчатой реакции Москвы и другие Церкви подтянулись. Процесс признания ПЦУ происходит с турбо-скоростью. Ритм с лагом в месяце — это турбо-режим по сравнению с десятилетними лагами – как это было когда-то с другими церквами».

Наконец, и многолетний наставник о. Кирилла патриарх Московский Кирилл предельно ясно артикулировал в начале месяца: «Мы не можем допустить, чтобы в Православии возникло некое подобие папизма, «квазипапизм» И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь».

Значит, чтобы не «погубить Церковь» (земную, очевидно), папизм Стамбула должен быть предан анафеме так же, как тысячу лет назад – папизм римский. Более того, тогда случай был не таким запущенным. Сейчас же восточный папизм расцвёл целым букетом сопутствующих и переплетающихся ересей. Основные из них:

– подмена первенства чести некогда столичной кафедры, претензией на первенство власти над всей Церковью;

– лжеучение о праве стамбульского епископа на отмену и пересмотр анафем и прещений Поместных Церквей;

– искажение смысла исторического титула «Вселенский» и понятия «Церковь Мать»;

– вторжение на канонические территории других поместных церквей;

И, вот, когда уже писалась данная статья, Экуменический патриархат начал вторжение на каноническую территорию Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧС). В данном случае было нарушено сразу несколько канонов. Но к чехословацкой ситуации лучше всего подходит 8-е правило III Вселенского собора.

 двойной клик — редактировать изображение

Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для храма Христа Спасителя

Данное правило запрещает епископу распространять власть на епархию, которая никогда не подчинялась ни ему, ни его предшественникам. А Великая Моравия вообще никогда не пребывала в юрисдикции Константинополя, не говоря о Стамбуле.

Это, пожалуй, предмет первоочередного рассмотрения архиерейским собором ПЦЧС, ведь только Варфоломей (не говоря о его предшественниках в XX в.) пытался дважды распространять свою власть на территорию ПЦЧЗ (в 1998–2016 гг. и в 2019 г.).

Но означает ли это, что Стамбул имеет некие права на епархии, сотни лет тому подчинявшиеся Константинополю?

Ни один из Вселенских соборов не даёт оснований для подобных толкований.

«Да низвержен будет!»

Для удобства, каноны, обличающие преступное вторжение Варфоломея на чужие канонические территории, даём по возможности на современным языком (церковнославянский исходник – по ссылкам).

Правило 35 Святых Апостолов: «Епископ да не смеет за пределами своей епархии (в городах и селениях, ему не подчиненных) возводить кого-либо в сан. И если обличен будет, что сотворил таковое без согласия тех, кому подчинены (духовно) эти города или селения, да низвержен будет как он, так и поставленные от него».

Считать ли «возведением в сан» признание со стороны епископа Стамбула Варфоломеем священниками всех ряженных из т.н.

«Киевского патриархата» и «Украинской православной автокефальной церкви» («УАПЦ»), которое он совершил в октябре прошлого года без согласия епископов канонической УПЦ (МП)? Это должен решить Архиерейский собор РПЦ.

 двойной клик — редактировать изображение

2-е правило II Вселенского Собора: «Епископы да не распространяют свою власть на церкви за пределами своей области Без приглашения епископы да не выходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения». Таким образом, церковному суду за преступление вышеуказанного канона подлежит митр.

Эммануэль Галльский – ближайший помощник Варфоломея, который по поручению последнего руководил т.н. «Объединительным собором СЦУ». Его соучастники – экзархи Экуменического патриархата на Украине, также прибыли в Киев без приглашения митрополита Киевского Онуфрия. Равным образом попрал каноны сам Варфоломей, назначивший своих экзархов на канонической территории РПЦ.

13 правило поместного Антиохийского собора уточняет, что за подобные деяния полагается немедленное извержение из своего чина святым собором».

Эти правила с различными уточнениями с десяток раз повторяются в постановлениях нескольких поместных соборов, вошедших в общий для всего Православия свод церковного права.

И с десяток раз только Варфоломей (оставим на Суд Божий его предшественников) преступил эти каноны, сохраняющие единство и святость Церкви. Её соборный (да и апостольский) строй.

Самые вопиющие преступления нынешнего стамбульского понтифика (или «президента тела православия», каковым он сам себя провозгласил) мы рассмотрим в следующих статьях.

Фонд стратегической культуры

Источник: http://zavtra.ru/blogs/zatyazhka_anafemi_varfolomeyu_smerti_podobna

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Молитослов
Как победить гордыню в себе

Закрыть