CqQRcNeHAv

Престол Страстного монастыря во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы

Престол Страстного монастыря
во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы
(празднование 4 января)

anastasia

В Страстном монастыре к моменту его закрытия в 1929 году было три храма и 8 престолов: 5 престолов в Страстном соборе — Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела и Св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.); св. вмц.Анастасии Узорешительницы (1841года) и прп.Нила Столобенского (1899 г.);
2 престола в колокольне — прп. Алексия человека Божьего (1697 г., повторен в новой колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в часовне (кон. XVIII века);

престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме при новой трапезной монастыря (1898-99 годы).

Собор был 2-х уровневый, с развитой алтарной частью и выдвинутыми алтарями первого уровня по отношению ко второму. Престол во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы  размещался на 1-ом уровне, со стороны проезда Страстного бульвара.
19122605

Схема плана нижнего уровня и
место размещения престола св. вмц. Анастасии Узорешительницы в Страстном соборе

Престол во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы был основан ввиду передачи Страстному монастырю в 1841 году княгиней Еленой Цициановой честной главы св. вмц. Анастасии Узорешительницы, помещённой   в серебряную вызолоченную гробницу (дар Грузинских царей). В свою очередь, мощи перешли к царям Грузии из греческой церкви в честь св. Анастасии и стали их домовой святыней после падения Константинополя.

     В 1862 году Страстной монастырь посетил великий князь Михаил Николаевич и принёс в дар изящную серебряно — вызолоченную  лампаду с двуглавым орлом к иконе святой великомученицы, Небесной заступнице его дочери Анастасии. Лампаду с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Мос­ковский и Коломенский Филарет. Огонь в лампаде поддерживался вплоть до закрытия монастыря.1

    Всё предреволюционное время мощи св. вмц. Анастасии почитались ценнейшей реликвией Страстного монастыря.

    Мощи святых после закрытия обители и её разрушения не представляли для безбожной власти ценности, как иконы, книги и церковные принадлежности. И всё же судьбу ковчега с мощами св. Анастасии оказалось возможным проследить крупными стежками конкретных сведений и логически обоснованными связками.

    После закрытия Страстного монастыря, в его зданиях располагался Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ), где выставлялись иконы, утварь и мощи, но не честной главы св. вмч. Анастасии Узорешительницы. Есть обнадёживающее свидетельство перемещения фондов и дирекции ЦАМ после разрушения монастыря в закрытую церковь Свт. Николая в Новой Слободе на Каляевской, ныне Долгоруковской, улице, д. 23.

   О самой церкви в данном контексте известно, что она была закрыта в 1934 г., в 1936–37 годы перестроена под надобности Центрального антирелигиозного музея вместо ЦАМ в Страстном монастыре, предназначенном под снос. Обоснованно предположение, что ковчег с мощами святой великомученицы поступил в Фонд нового ЦАМ в храме Св. Николая. В 1945 г. чудовищно изуродованный храм уже принадлежал Союзмультфильму и передан церкви только в 2018 году.
В послевоенные годы Совет по делам РПЦ в Совмине СССР провёл “инвентаризацию” имеющихся в фондах музеев СССР реликвий, изъятых из церквей во время кампании по “ликвидации мощей” 1920-1921 гг.  В своём докладе В.Д. Бонч-Бруевич, директор Музея истории религии (был созданном в 1946 г. в Ленинграде на базе Антирелигиозного музея в Казанском соборе и ЦАМ в Московском Страстном монастыре) перечисляет среди отправленных в его музей ковчег с честной главой св. Анастасии Узорешительницы.  Однако в Москве, по его сведениям, еще оставался ковчег с кистью руки вмц. Анастасии Узорешительницы.
Далее следы мощей св. Анастасии теряются в российских фондах, где не справлялись с инвентаризацией массива конфискованных ценностей церквей и монастырей. Так, известно письмо В.Д. Бонч-Бруевича председателю Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР с просьбой передать их «каким-нибудь религиозным организациям, или в музеи, или в какие-нибудь склады… Для нас, как видите, они не нужны совершенно». 2

Весьма неожиданным явилось сообщение о принесении в Киев 8 мая 2011 г. честной главы св. вмц. Анастасии Узорешительницы в сопровождении игумена монастыря св. Анастасии Узорешительницы митрополита Милитийского Апостола. Всего в течение месяца честная глава великомученицы побывала в 5 городах Украины.3
Как могла оказаться святыня Московского Страстного монастыря в Греции, не столь уж важно. В ситуации не востребованности мощей святых в советской России можно считать реальным возвращение святыни монахами мужского монастыря близ Салоник (Греция), освященного ещё в IX веке в честь св. вмц. Анастасии Узорешительницы.

Встаёт вопрос, когда и как оказалась святыня древнего греческого монастыря в Грузии? Возможным ответом может быть свидетельство о разрушении монастыря, сожжении и уничтожении его сокровищ турками в 1821 году.4  Монахи могли спасти свою реликвию, отправив мощи св. Анастасии в Грузию через Крым (кстати напомнить о существовании близ Бахчисарая скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы, известного с VIII в.).
19122606

А в мае 2012 года Священный Синод Вселенского Патриархата официально уведомил все Поместные Церкви, что из монастыря близ Салоник (Греция) во имя св. вмц. Анастасии Узорешительницы похищены «ковчег с честной главой великомученицы, ковчег со стопой святой, общий ковчег с мощами святой Анастасии».5

Поиск украденных мощей св. Анастасии Узорешительницы ведётся Интерполом. Ищут грабителей и заказчика, которым мог быть богатый украинец. 6 и 7

В 2016 году митрополит афонского монастыря направил досье о похищении мощей св. Анастасии Президенту РФ В.В. Путину и Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, пожелавших оказать помощь в расследовании.

По последним сведениям, грабители признали отправку мощей автобусом в Бухарест, но не назвали заказчика.8

Как бы то ни было, есть надежда на сохранность ковчега с мощами св. Анастасии и неминуемое обнаружение заказчика тяжкого преступления.

 

Источники сведений

1 А.Ф. Токмаков «Историко-статистич. и археологич. описание Моск. Страстного девичьего монастыря», 1897.  2 Церковный вестник № 13-14 (266-267) июль 2003.

3 портал Православие.Ру, 10 мая 2011 года. 4 портал Грекомания.Ру. Путеводитель по Греции и монастырям св. Афона.  5 портал Православие. Ру, 08.05.2012 г.

6 и 7 портал Православие.ру, 10.09.2014 г. и 18.05.2015 г.  8 портал greekorbis.gr, 08.06.2016.

арх. А. Мелихова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Все права защищены © 2020 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Megastroydom
Яндекс.Метрика