CqQRcNeHAv

О Страстной иконе Божией Матери из Страстного монастыря

О Страстной иконе Божией Матери
из Страстного монастыря

Особенностью Страстной иконы является изображение по сторонам Лика Богородицы двух Ангелов, Гавриила и Михаила, с орудиями Крестных страданий Спасителя (Ил.1). В этом образе заложен глубокий сакральный смысл – икона Страстная символизировала Великую Страстную седмицу перед Воскресением Христовым и была издавна почитаема государями и народом.
15040801

Ил.1 Страстная икона 1641 года написания из Страстного монастыря, спасённая в храме Воскресения Христова в Сокольниках

Образ Страстной иконы имеет византийские корни, известен с XII века и широко распространён в православном и католическом мире.
Отнюдь не на научном, а чисто эмоциональном уровне, заметны отличия иконы из Страстного монастыря от других этого образа – её значительные размеры (1.4 м в высоту) 1) и особенную художественную выразительность в написании Богоматери и Младенца. Они оба смотрят с тревогой: Младенец на Ангела с орудиями Страстей, держась за большой палец Матери, Богоматерь – не прямо, а в сторону Сына, к которому наклонила голову с выражением покорности и смирения перед предстоящими Ему страданиями.
Отличает Страстную икону горизонтальная направленность к центру иконы,
к Лику Богородицы, стремительно подлетающих с двух сторон Ангелов с орудиями Страстей Господа, как бы оповещающих Её о судьбе Сына. При этом Архангел с Крестом распятия размещается не справа, со стороны Младенца, как на большинстве икон, а слева, входя в нимб вокруг Лика Богородицы. Будто Крест предназначается Матери, а Младенец-Христос пока ограждён от предстоящих страданий.
Предчувствие или знание последующего воскресения Сына-Христа придают Пресвятой Богородице в её образе на Страстной иконе силы покориться воле Божьей.
В целом, икона из Страстного монастыря вызывает глубокое, чисто мирское чувство сострадания к Матери, смягчающее общий трагический настрой на Страсти Господа в Страстную седмицу перед Его Воскресением на Пасху, главный праздник на Руси.
Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения в обществе и образования, что объясняется также вторым значением слова «страсти», о чём говорит история создания и проявления чудотворных свойств иконы.
В «Сказании о Палецкой иконе»2) и других источниках 1)4) изложена история
болящей Екатерины, жительницы села Палец Новгородской губернии, которая просила Богородицу избавить её от болезни, обещая уйти в монастырь. Получала исцеление, но нарушала свой обет и снова заболевала. И вновь явилась её всемилостивая Богородица и велела идти к людям, возвестить о Своём явлении и передать наказ, чтобы воздерживались от злобы, зависти и пьянства, всякой нечистоты и жили в нелицемерной любви друг к другу.
Таким образом, Сама Пресвятая Богородица раскрывает второе мирское значение слова «страсти» в иконе «Одигитрии Страстной», которую отыщет болящая Екатерина по новому наказу Богородицы у иконописца Григория в Нижнем Новгороде и получит исцеление. И станет икона чудотворной
1 мая 1641 года, как упомянуто в «Сказании».
Печать покаяния и воскресения несёт на себе и Московский Страстной монастырь, основанный во имя Страстной иконы Божией Матери. Не вообще иконы Страстной в её иконографическом образе, а именно той самой, которая была принесена в Москву. И в этом и последующих событиях наблюдается много не случайного, как бы предопределённого свыше.
В 1641 году князь Борис Михайлович Лыков, приходившийся родственником царю Михаилу Фёдоровичу Романову, перенёс Страстную икону в своё имение в селе Палец Новгородской области и установил её в кладбищенской церкви святых Косьмы и Дамиана.
Прослышавший о чудотворной Страстной иконе царь Михаил Фёдорович повелел привезти её в Москву.
Икона была встречена у Тверских ворот Белого города Царём, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором при большом стечении народа.
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и царь Михаил Фёдорович повелел сделать копию с иконы, возвратить в село Палец (это отмечено в «Сказании») и возвести Страстной собор для иконы на месте её встречи. Им же было установлено 2 церковных ежегодных праздника: принесения в Москву Страстной иконы 13 августа и первого проявления ею чудотворных свойств
в 6-е воскресение по Пасхе.
В 1646 году его сыном царём Алексеем Михайловичем был достроен на месте остановки иконы Страстной собор. Им же в 1654 году основан у его стен девичий Страстной монастырь. Есть основание считать, что распоряжение о создании Страстного монастыря при соборе исходило от царя Михаила Фёдоровича. По крайней мере, известно, что в 1649 году в девичий Страстной монастырь, за 5 лет до его основания, была подарена серебряная чаша с блюдом для водоосвящения.3)
В иконостасе Страстного собора икона размещалась слева от Царских врат (Ил.2), сама же была закрыта серебряной позлащённой ризой, украшенной жемчугом и драгоценными камнями, принесёнными в дар высокими покровителями, в том числе лицами Дома Романовых (Ил.3)1)3).
К сожалению, судьба подлинной иконы, возвращённой царём с подобающей честью и благочинием в село Палец, пока не выяснена. Известно, что икона была увезена в построенный для неё храм в селе Палец, вначале деревянный, а в 1680 году каменный.

19082604

Рис.2 Фрагмент иконостаса в соборе со Страстной иконой (слева от Царских врат), 1897 г.

19082605

Ил.3 Страстная икона в окладе в иконостасе
Страстного собора

Исторически прослеживается связь далёкого от столичного града Москвы села Палец, родовой обители Страстной иконы, с Московским Страстным монастырём, построенным за чертой Белого города, потом оказавшимся на самой оживлённой Страстной (ныне Пушкинской) площади.
Если от разрушенного в годы лихолетья Страстного монастыря сохранилось лишь одно строение (доходный дом), то храм и его колокольня в честь иконы Божией Матери «Одигитрии — Страстной» в селе Палец стоят, хотя и в значительно разрушенном состоянии.
В 2012 году храм в селе Палец переведён Патриархией в разряд восстанавливаемых церковных объектов. Благодаря подвижнической работе
инициативной группы мирян села Палец, подобно московской общине за возрождение Страстного монастыря. В храме идут службы, совершаются крестные ходы с заходом на Страстной источник и шаг за шагом восстанавливаются в своём историческом виде храм и колокольня (Ил.4).
19082606

Ил.4 Общий вид восстанавливаемого храма Одигитрии Страстной в селе Палец Новгородской обл.

В Московском Страстном монастыре была вторая Страстная икона, размещавшаяся в киоте над центральной аркой входа в новой колокольне сер.XIX века по проекту арх. М.Д. Быковского. Похожая на неё икона 1-ой трети XVIII века находится в Третьяковской галерее. Возможно, она была на старой колокольне монастыря, поскольку в тексте под иконой излагается в виршах тема Страстей
с упоминанием «царствующего сего града», что логично отнести к граду Москве (Ил.5). Об этом же – в нише под действительной иконой на новой колокольне монастыря.
19082607

Ил.5 Страстная икона Божией Матери перв. трети XVIII века в Третьяковской галерее

Встаёт вопрос: почему Пресвятая Богородица поручает болящей и грешной женщине именно из села Палец, где находилась вотчина князя, родственника первого царя Дома Романовых, идти и разыскивать где-то в Нижнем Новгороде Страстную икону? Ведь с XII века известны иконы этого образа, а в Зачатьевском
храме в Зарядье хранилась почитаемая царями «Страстная» икона, уцелевшая в пожаре и поставленная здесь в царствование Иоанна Грозного.1)Представляется, что царская власть нуждалась в утверждении нового чисто российского происхождения образа Страстной иконы Божией Матери, символизирующей страсти Господни перед последующим Его Воскресением и страсти людские перед возрождением России после окончания смутного времени. XVII век для России – время социальных потрясений и иностранных влияний. Людям нужен был нравственный ориентир, чтобы выдержать посылаемые Богом испытания и предупреждения.4)Икона как бы специально написана ко времени установления внутреннего порядка на Руси по окончании «смутного времени» в царствование Михаила Фёдоровича, основателя Дома Романовых. Потому и остановилась она перед входом в столичный град Москву, чтобы не оказаться в Кремле, в царской резиденции.
На самом деле, икона прибыла на площадь перед Тверскими воротами по Малой Дмитровке, упиравшейся в стену, а не Тверские ворота Белого города. И земля
И.Д. Милославского, родственника Царя, для возведения Страстного собора и будущего монастыря была как бы наготове. И место это вполне масштабно возведению здесь монастырского комплекса, а не здания–Собора, хотя и значительного по своим размерам, но пространно размещавшегося на отведённой ему территории (Ил.6).
19082608

Ил.6 План 1773 г. местности Земляного города со Страстным монастырём

за Тверскими воротами (РГИА.Ф.1293.Оп.168.Моск.губ.Д.10)
Страстной монастырь был единственный в России с посвящением Страстной иконе Божией Матери. Можно сказать, Страстная икона, пришедшая в Москву в 1641 году, как и Страстной монастырь, имели государственное значение.
Известны царские выходы и участие Царя в историческое время на праздничных службах Страстной иконы вплоть до 1653 года.5) В 6-ю неделю по Пасхе священнослужители из монастыря с иконою Страстной Божией Матери обходили Белый город.6)На площади у Тверских ворот солдаты и трубачи привечали почётных гостей, которые заходили в Страстной собор. Здесь встречали останки патриарха Иова. Возводились триумфальные арки. Останавливались коронационные шествия при въезде в Москву.
Предстояло самой Страстной иконе и основанному в её имя монастырю пережить страсти и спасение во время московского пожара 1778 года, наполеоновского нашествия 1812 года, годы лихолетья начала XX века, завершившиеся разрушением Страстного монастыря и спасением самой Страстной иконы в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
Прослеживается связь Страстного монастыря с Домом Романовых: первые Цари Дома основали Страстной монастырь, и практически одновременно мученической смертью последнего императора Николая II завершила своё существование царствующая династия Романовых и был закрыт, а вскоре разрушен Страстной монастырь.
Перед разрушением, ещё длительное время имела место абсурдная ситуация одновременного нахождения на фасаде колокольни иконы Страстной Божией Матери и информационного плаката о действующем в монастыре Центральном антирелигиозном музее (Ил.7).
19082609

Рис.7 Страстная икона и плакат ЦАМа на фасаде колокольни

Вплоть до середины XX века существовало множество предложений и проектов застройки территории монастыря и разрушения фундаментов его строений в начале XXI века ради возведения в подземном пространстве Пушкинской площади торгово – развлекательного комплекса. Однако этого не случилось из-за высокой духовной его значимости. Возможно, и по причине сохранности самой Страстной иконы, спасённой в храме Воскресения Христова в Сокольниках и продолжающей служить людям в соответствии со своим предназначением.
Рано или поздно, должно было возникнуть общественное движение за воссоздание Страстного монастыря на историческом месте. С 2006 года существует община, совершаются молитвенные стояния и крестные ходы на территории монастыря, собрано значительно более 100 000 подписей единомышленников – граждан за его воссоздание на историческом месте, восстановлена и укрепляется молитва на месте святыни, прерванная в 1937 году.
Воссоздание Страстного монастыря реально и логично, как памятника покаяния и возрождения святынь, что и заложено в самой сути Страстной иконы – покаяние и воскресение.
В настоящее время в Москве настрой общества и верховной власти на воссоздание утраченных в безбожные годы XX века святынь и памятников истории и культуры.
Страстной монастырь находится в ожидании стратегического решения Президента, право приемника исторической власти России, о воссоздании вслед за Чудовым и Вознесенским монастырями в Кремле.
Чудотворная Страстная икона Божией Матери, как и Страстной монастырь, оказываются всё более востребованными в современной ситуации глобальных отрицательных явлений во всех сферах жизнедеятельности человека и общества. Общество и просто люди вновь, через сотни лет, как в историческое время Михаила Фёдоровича Романова, нуждаются в нравственном ориентире, который даёт образ Страстной Божией Матери.

Примечания:
1) Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897.
2) «Сказание о Палецкой иконе». ОР РГБ Ф.310.№398.Л.106-110об.1670-1680гг.
3) «Снимки девичьего Страстного монастыря», 1897г., Фотография Эйхенвальда, М., РГАДА, Иллюстративный фонд, Ф.2908
4) Кулакова И.П. «Тема Страстей Господних и культ Страстной Богородицы в российском историко-культурном контексте». Исторический журнал: научные исследования, №6 (30), 2015.
5) Строев П. «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Всея Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)». М., 1843.
6) Крестные ходы в Москве, М., тип. П. Снегирёва, 1861, С.19.

Арх. А. Мелихова (из: Кадашёвские чтения, июнь 2016)

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Все права защищены © 2019 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Megastroydom
Яндекс.Метрика