CqQRcNeHAv

Памятная дата Страстного монастыря

190711701

Памятная дата Страстного монастыря — почитание церковью царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжён Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии (отмечается 17 июля)

Последний государь Дома Романовых Николай II и его царственная семья вместе с добровольно оставшимися с ними слугами были расстреляны по приказу большевистской власти в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1981 году они были причислены к лику мучеников Русской Православной церкви За рубежом. 190711702
В день ареста Царской семьи (худ. П.А.Мурахин) Слева направо: камергер Трупп Алозий Егорович, великая княжна Мария, великая княжна Анастасия, цесаревич Алексей, император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, великая княжна Татьяна, великая княжна Ольга, лейб-медик Боткин Евгений Сергеевич, фрейлина Демидова Анна Степановна, повар Харитонов Иван Михайлович

А в 2000 году царь Николай II и его семья канонизированы Русской Православной церковью, как страстотерпцы в сонме Новомучеников и исповедников Российских; в 2016 году на Архиерейском соборе был прославлен, как страстотерпец, врач Евгений Боткин и рассматривается вопрос о канонизации повара, камердинера и горничной царской семьи.
С насильственной гибелью последнего государя России завершилось 3-х вековое правление страной царствующим Домом Романовых, судьба которого во многом перекликается с бывшим в центре Москвы девичьим Страстным монастырём.
Созданный первыми царями Дома Романовых, веками существовавший при поддержке многих других государей и Великих князей, 190711703 Страстной монастырь был до основания разрушен после гибели последнего из этой династии государя Николая II.

Царь Михаил Федорович Романов повелел принести в Москву чудотворную Страстную икону Божией Матери, проявившуюся чудесами в Новгородской губернии, и торжественно встретил ее 13 августа (ст.ст.) 1641 года у Тверских ворот Белого города с сыном Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом при большом стечении народа. Однако, по Преданию, икона не захотела войти в город. 1)
Иконописное изображение Царей – Михаила
Фёдоровича и Алексея Михайловича пред образом Спаса Нерукотворного. Ф.Зубов, 1678 г.
Михаил Фёдорович с патриархом Иосифом установили день празднования церковью принесение в Москву чудотворной Страстной иконы Божией Матери 13(26 н.ст.) августа и, возможно, в это же время обновили чин колокольного звона в праздник Воскресения Христова, в котором удару колокола со Страстного монастыря отводилась роль предвестника всеобщего праздничного звона всех церквей и монастырей Москвы. 2)
Во исполнение воли почившего отца, Алексей Михайлович возвёл «на месте сем» Страстной собор для иконы, а в 1654 году основан при нём девичий Страстной монастырь во имя чудотворной Страстной иконы Божией Матери, особенно почитаемый государями и народом в Страстную седмицу. В эти дни всеобщего покаяния перед Воскресением Христовым, Страстная икона, символизирующая страдания Господа на Кресте, проявляла и второе значение слова «страсти», связанное с обыкновенными человеческими страстями людей независимо от образования и положения в обществе. 190711704
Посещение Страстного монастыря царствующими особами в Страстную седмицу было вполне естественно.
Выход Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны из Страстного монастыря 16 апреля 1903 года. Ниже: Схождение с коляски экипажа на Страстную площадь и вход в монастырь Государя Николая II и Государыни Александры Фёдоровны 1 апреля 1912 года. 190711705
Возможно, и в другие годы Государь Николай II с венценосной супругой в пред пасхальные дни бывали в монастыре, который столетиями духовно окормлял царствующий Дом Романовых, да и всю Москву.
Алексей Михайлович несколько лет ходил крестным ходом в Страстной собор в дни принесения иконы в Москву.3) Но прекратил хождение за год до образования им монастыря, что могло сказаться на последующих печальных событиях.
Чудотворная Страстная икона его отца не захотела войти в город, возможно, потому, что могла оказаться в царской резиденции. И не было бы Страстного монастыря и Страстной площади, которая после разрушения стен Белого города в конце XVIII века сформировалась в центре Москвы, на пересечении Царской Тверской улицы с Бульварным кольцом. И не было бы в Москве веками намоленного и притягательного места, духовная и культурная аура которого ощущается и сегодня на современной Пушкинской (бывшей Страстной) площади.
Казалось бы, Дому Романовых предстояло спокойно и мудро царствовать, а Страстному монастырю — процветать в центре Москвы. Однако по прошествие всего нескольких веков, для России наступило новое «смутное время» XX века, превзошедшее по своей жестокости историческое «смутное время» перед вступлением на царство Михаила Фёдоровича Романова. И царствующий Дом, и Страстной монастырь ожидала трагическая судьба.
В 1918 году насильственно изуверски погибает последний Государь династии Романовых и вскоре уничтожается Страстной монастырь самым кощунственным способом. В 1919 году монастырь упраздняют и превращают в общежитие студентов Коммунистического университета трудящихся Востока (при этом, здесь еще жили монахини); в 1929 году создают из него Центральный антирелигиозный музей; в 1937 году с помпой отмечают 100- летнюю годовщину гибели Пушкина, изобразив поэта в полный рост на колокольне обреченного монастыря. И в этот же год до основания разрушают древнюю девичью обитель.
Что претерпел Государь со своей семьей перед кончиной, по счастью, не забыто. Церковь отмечает 17 июля, как памятный день страстотерпцев 1918 года, царя Николая, царицы Александры и их венценосных детей. Выясняются новые обстоятельства расстрела царской семьи и ее верных слуг и продолжается расследование совершившегося более 100 лет назад преступления.
Последний Государь Дома Романовых, как и все члены его семьи, был культурным, порядочным, добрым по натуре человеком и любящим семьянином. Православные историки и философы в настоящее время ставят вопрос о реабилитации Николая II, отмечая не только личные качества, но и заслуги перед отечеством 190711706 и разрушая навязываемый обществу стереотип его характеристики, как безвольного и чрезмерно привязанного к семье человека.
Предпроектные предложения по возвращению памятника Пушкину на Тверской бульвар и воссозданию Страстного монастыря на историческом месте (арх. Р. Цеханский)
Одновременно с этим, развернулось широкое движение за восстановление Страстного монастыря на Пушкинской площади, на его историческом месте в сквере с памятником Пушкину, где стоял монастырь. В этом процессе участвуют многочисленные миряне, общественность, ряд общественных организаций, специалисты в области охраны исторического наследия. Представляется не случайной одновременность, «странное сближение» (по Пушкину) судеб Дома Романовых и Страстного монастыря, имевших и счастливое, и трагическое прошлое, но и будущее. Для Николая II — восстановление доброй памяти о последнем Государе Дома Романовых, для Страстного монастыря — его возрождение, как Святыни Москвы.

Источники сведений:
1)Токмаков И.Ф. «Статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря». М.: Типография Л.Ф. Снегирёва, 1897
2)Строев П. «Выходы Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича Всея Руси Самодержцев (с 1632 по 1682 гг.)». М., 1843
3) Энциклопедия Москвы, изд. БРЭ, 1998 стр. 770 -771, А.Ф. Бондаренко

арх. А. Мелихова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Все права защищены © 2019 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Megastroydom
Яндекс.Метрика