CqQRcNeHAv

Часовня во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Страстном монастыре

      Часовня во имя Боголюбской иконы Божией Матери в Страстном монастыре

В Страстном монастыре, кроме собора и двух храмов с 7-ю престолами, была часовня, в которой размещалась икона Пресвятой Богородицы, помещавшаяся прежде на старых Триумфальных воротах, а после их уничтожения пожертвованная монастырю Городским Управлением.1)
Других сведений о самой иконе Пресвятой Богородицы в данном источнике и в известных других не было.
19070101
Существенной подсказкой имени подаренной монастырю иконы является особое почитание в Страстном монастыре Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в XVIII веке на стене Страстного собора и оставшейся невредимой после пожара 1778 года (Ил.1). Внимание в монастыре именно к иконе Боголюбской Божией Матери объяснимо при наличии иконы этого образа на старых Триумфальных воротах.
19070102

Ил.1 Интерьер верхней галереи Страстного собора с видом на престол прп.Нила Столобенского. Слева на стене в киоте Боголюбская икона Божией Матери (из фондов Музея архитектуры им. А.В. Щусева)

На месте сломанных стен и Тверских ворот Белого города в XVIII веке устраивались Триумфальные декоративные арки в связи с различными знаменательными историческими событиями.
На одной из них, а именно сооружённой по случаю коронации императрицы Елизаветы Петровны в 1742 году, довольно явственно просматривается иконографический образ Боголюбской иконы Божией Матери (Ил.2).

Ил.2 Чертёж Триумфальных ворот, что на Тверской улице Земляного города

19070103

2.
Здание часовни Боголюбской иконы Божией Матери, 8-мигранное, 2-х этажное, с круглыми окнами 2-го этажа, стояло на площади перед колокольней, справа от главной арки входа на территорию монастыря вплоть до окончания строительства новой колокольни (Ил.3).

Ил.3 Страстная площадь в 1860-е гг., литография по акв. И.И. Шарлеманя, 1854

Колокольня была построена М.Д. Быковским в 1849 – 1855 годы. А позднее в неё была вписана часовня Боголюбской иконы Божией Матери, переставшая быть самостоятельным сооружением.
19070104
На всех последующих фотографиях и рисунках Страстной площади нет-нет да появляется отдалённо похожее небольшое строение перед колокольней. Однако правая входная арка изображается не проходной, что подтверждает наличие здесь часовни (Ил.4).

19070105

Ил.4 Фрагмент фотографии Страстного монастыря в 1880-е гг.

Возникают вопросы в отношении Боголюбской иконы Божией Матери, как бы предназначенной быть в этом образе во время коронации императрицы Елизаветы Петровны и в месте её торжественного входа в град Москвы через Триумфальные ворота.

Ил.5 Фрагмент Триумфальных ворот с Боголюбской иконой Божией Матери (см. Ил.2)

19070110
3.
В Коронационном альбоме императрицы Елизаветы Петровны 1742-43 годов приведен проект Триумфальных ворот и основные элементы декора Изображена над центральной аркой со всей очевидностью икона, весьма напоминающая по образу Боголюбскую икону Божией Матери.2) Однако о том, что это икона и именно Боголюбская, речь не идёт. Более того, на первый взгляд здесь в богато декорированной раме представлена императрица. В одном серьёзном источнике в описании Триумфальных ворот упоминаются голубицы и ласточки, гирлянды цветов, плодов, а сама императрица с короной на голове уподобляется звезде, солнцу. Возможно, сбивает с толку корона и свободное одеяние Богородицы. Однако корона и нимб имеют место на многих иконах Пресвятой Богородицы, в том числе на Боголюбской иконе. Вместе с тем, наличие иконы в Триумфальной арке уместно, как благословение на коронацию, а не только изображение торжественного входа в Москву и встреча будущей императрицы с народом, с жителями города. На иконе Триумфальных ворот Божия Матерь изображена в образе Царицы Небесной с короной на голове, с предстоящим перед ней народом на фоне городских строений. В небесах – Господь с распростёртыми руками и тянущейся от Него к Богородице длинной надписью, которую прочитать технически невозможно. Однако явственно просматриваются все другие элементы композиции именно Боголюбской иконы.
Немного об истории Боголюбской иконы, во многом объясняющей, почему этот образ был поставлен на Триумфальных воротах, а позже подарен Страстному монастырю.
19070106

Боголюбская икона Божией Матери была написана в XII веке в память о явлении великому князю Андрею Боголюбскому Божией Матери, стоящей в рост с поднятыми руками и свитком с молитвой о благословении к Иисусу Христу. Это произошло во время путешествия князя во Владимирские земли, когда кони встали на пути, и привидившаяся ему Богородица повелела поставить на этом месте церковь в честь Её Рождества и устроить здесь женский монастырь. Что и было исполнено. Празднование иконе было установлено 1 июля (18 июня ст.ст.) самим Андреем Боголюбским.
Ил.6 Боголюбская (Московская) икона Божией Матери с Варварских ворот Китай-города (сохранена в храме Петра и Павла у Яузских ворот)
4. Первоначальная икона сохранилась, пережила реставрацию, была расшифрована и надпись на свитке: «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…». За прошедшие века написаны многочисленные списки с иконы, и изводы Боголюбского образа. В частности, изображались предстоящие Богородице святые и народ, иногда на фоне городских построек и церквей. Господь размещался не только в правом углу полотна иконы, но и по центру, как на иконе Триумфальных ворот. В XVII столетии Боголюбская икона Божией Матери являлась святыней, охраняющей жителей Москвы. Была установлена на Варварских воротах Китай – города, и в дни празднования, её спускали в пристроенную к башне часовню. Икона Боголюбская (т. наз. Московская) с Варварских ворот была спасена в храме Петра и Павла у Яузских ворот на Кулишках (Ил.6). Мы видим, что наше предположение об образе именно Боголюбской иконы Божией Матери на Триумфальных воротах достаточно обосновано. А что касается вопроса, почему была подарена Боголюбская икона с Триумфальных ворот Земляного города Страстному монастырю, достаточно вспомнить, что, по преданию, «кони встали» с иконой Божией Матери в XII веке, и была поставлена церковь, а потом монастырь. И в XVII веке «кони встали», икона Страстная не пошла в город, и был построен собор близ Тверской башни Белого города, а следом основан Страстной монастырь. И оба монастыря – женские… Многое изменилось за прошедшее время. Ныне нет Страстного монастыря с его величественного вида колокольней, разрушенного в тяжело памятном 1937 году. Однако есть обоснованная надежда на воссоздание Страстного монастыря со всеми его 8-мью престолами, первым шагом которого явится колокольня с надвратным храмом прп. Алексия человека Божьего и часовней Боголюбской иконы Божией Матери. А памятник Пушкину, занимающий её место, по всем законам исторической справедливости будет возвращён на Тверской бульвар.

Источники сведений
1) Токмаков И.Ф. «Историко – статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря», М., 1897, печ. А.И. Снегирёвой, с.35
2) Н. Маркова. Об истории создания Коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны//Третьяковская галерея, 2011, №1, с.4-21

арх. А. Мелихова

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Все права защищены © 2019 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Megastroydom
Яндекс.Метрика