CqQRcNeHAv

Престол Страстного монастыря во имя прп. Алексия человека Божьего (празднование 30 марта)

Престол Страстного монастыря
во имя прп. Алексия человека Божьего (празднование 30 марта)1903150119033001

Схема генплана Страстного монастыря 1911-1937 гг.
1.Страстной собор; 2.Колокольня; 3.Храм прпп. Антония и Феодосия Печерских при трапезной; 4.Доходный дом

В Страстном монастыре к моменту его закрытия
в 1929 году было три храма и 8 престолов:
- 5 престолов в Страстном соборе: Страстной иконы Божией Матери, Михаила Архангела и св. Николая (равно временных строительству собора в 1646 г.),
вмц. Анастасии Узорешительницы (1841 г.) и прп. Нила Столобенского (1899 г.);
- 2 престола в колокольне: прп. Алексия человека Божьего (1692 года, повторен в новой колокольне 1855 года) и Боголюбской иконы Божией Матери в отдельно стоящей часовне (кон. XVIII века), а после возведения новой колокольни вписанной в неё;
- престол прпп. Антония и Феодосия Печерских в храме (1898-99 годы) при новой трапезной монастыря.

19033002

Надвратная церковь прп.Алексия человека Божьего была устроена в 1692 году Н. Нарышкиной, супругой почившего царя Алексея Михайловича во имя его небесного покровителя.15102504

План 3-го этажа новой колокольни сер. XIX века с церквью прп. Алексия человека Божьего
(арх. Р. Цеханский)

Вид колокольни XVII века
с ц. прп. Алексия человека Божьего

И старая, и новая колокольня по проекту М.Д. Быковского имела в основании с двух сторон протяжён¬ные ярусы, ступенчато переходящие в столпообразный чет¬верик, завершающийся восьмигранником уровня звона.
В новой колокольне все три арки в предлагаемом объёмно – планировочном решении оставлены свободными для сквозного прохода. С заднего фасада предусмотрен вход и лестница в церковь прп. Алексия человека Божьего на 3-м этаже колокольни.17061904

В 2-х этажных крыльях по сторонам столпа колокольни в историческое время размещались кельи матушек и трапезная, что делало колокольню самодостаточной для функционирования на первом этапе воссоздаваемого монастыря, когда для этого придёт время.
Уместно напомнить об известном факте посещения Страстного монастыря в 1871 году Его Королевским Высочеством Принцем Фридрих-Карл Прусским, который поднимался на колокольню (возможно только на уровень церкви на 3-ем этаже), чтобы любоваться панорамой Москвы. По его словам, действительно, «вид изумительный».
Историческая, колокольня М.Д. Быковского отвечает укрупнённому масштабу современной застройки площади, что важно для ожидаемого её воссоздания.

Вид колокольни М.Д. Быковского в конце XIX века
2.

19033003
Mитрополит Филарет Московский и Коломенский

Беседа по освящении храма преподобного Алексия человека Божия

в Страстном монастыре

(Говорена окт. 24-го 1855 года; напечатана в Твор. Св.от 1855 г. и в собр. 1861 г.)

Литография по рисунку А.Феррари, 1860 год

Не знаю, была ли особенная мысль, которая бы управляла намерением посвятить имени преподобного Алексия, человека Божия, храм, созданный над вратами обители. Но мне в сих вратах встречаются мысли, мимо которых пройти без внимания было бы не безвинно.
Праведный Алексий семнадцать лет жил при вратах дома родительского, в хижине, в убожестве, в добровольном отчуждении от присных, хотя по временам видал своего родителя, и слышал голос бывшей невесты своей, – в посте и сухоядении, хотя получал добрую пищу от стола отца своего, – среди уничижения и оскорблений от рабов, над которыми мог быть господином, если бы не уклонился от наследия земного ради наследия небесного. И такое жительство его было благословением не только дому отца его, но и всему граду Риму.
Здесь предлагается праведному Алексию не убогая хижина при вратах великолепного дома, но благолепный храм над вратами благочестивой обители, не на несколько лет, но на веки: никто не дерзает уничижать его, но все признают его святыню, приносят ему благоговейное чествование, ищут его покровительства.
Придет ли он? Согласится ли обитать здесь? Веруем, что, по вере, по молитвам Церкви, по воле дивного во Святых Бога, человек Божий невидимо посещает ныне, и будет посещать храм сей, потолику благоволительно и благотворно, поколику не будет здесь ничего противного его святому жительству при благочестивом доме Евфимиана.
Если бы мы могли теперь слышать преподобнаго Алексия: то услышали бы, думаю, нечто подобное следующему.
«Вы желаете иметь меня стражем над вратами вашей обители. По любви к Господу моему, небесному Пастырю душ, желаю быть стражем истинных овец Его. Будьте же непорочными овцами благословенного стада Его. Слушайте гласа небесного Пастыря, и от Него поставленных приставников. Держитесь овчаго двора – безопасной ограды православной Церкви. От свойственной вам духовной паствы не убегайте на чуждые пажити мирских чувственных услаждений.
Приятно было мне быть на духовной страже при вратах дома родительского: потому что в нем, в душах Евфимиана, Аглаиды и невестки их были собираемы и хранились сокровища тайной молитвы, веры и добродетелей. Собирайте и вы такие сокровища, которые были бы достойны охранения стражею небесною. Если же, по нерадению вашему, в хранилищах душ ваших не положено ничего доброго, или положенное расточено вами, или расхищено духами лукавствия: то на что страж для пустых хранилищ? Не должен ли он удалиться от стражи бесполезной?
При богатом доме обитал я в нищете, мне любезной. Судите же, было ли бы приятно мне обитать там, где давшие обет нищеты, или готовящиеся к нему домогались бы обилия, избытка, мнимых благ многих, лежащих на лета многа?
Возлюбившему сладость поста было ли бы приятно мне приближаться к тем, от которых исходит тяжкий воздух из обремененного чревоугодием тела?
Обыкши скрываться от присных, не смотря на близость их, дабы внимать своей душе и Богу, могу ли не удаляться от тех, которые не внимают своей душе и Богу, которые любят выходить из ограды безмолвия, чтобы искать присных и знаемых, и с ними по большей части рассеяния и суеты?
С терпением и любовию принимавший оскорбления от своих рабов, как могу иметь общение с теми, которые не соблюдают терпения в обращении с братиею, и на справедливые прещения начальствующих ответствуют ропотом»?
Обитающие в сей обители да помыслят со вниманием о том, что говорит им призванный ныне обитать во храме сем преподобный Алексий, человек Божий; и да тщатся устроить себя так, чтобы несомненно могли иметь его благодатным стражем и охранителем обители своей, покровителем душ своих и споспешником спасения их.
Аминь.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.


Все права защищены © 2019 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Megastroydom
Яндекс.Метрика