CqQRcNeHAv

История

430Страстной монастырь на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Краткая историческая справка

history_1Прошлое, настоящее и будущее Пушкинской площади, достопримечательного истори-ческого места в центре Москвы, неразрывно связано со Страстным монастырем, древней святыней, веками духовно окормлявшей Москву. Если бы не была привезена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и не стала, по Преданию, «на месте сем», перед Тверскими воротами, мы бы имели в нашем городе совсем другую площадь.

И не было бы в Москве веками намоленного и притягательного для всех места, духовная и культурная атмосфера которого ощущается и сегодня на современной Пушкинской (бывшей Страстной) площади.

 

Могло не быть здесь памятника А.С.Пушкину, да и сам памятник, возможно, имел бы другой художественный образ, не будь ориентирован на купола и кресты Страстного собора.

 

Монастырь был посвящен чудотворной Страстной иконе Божией Матери, на которой изображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы. Икона издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировала Страстную неделю перед Воскресением Христовым.

 

Колокольный звон над праздничной Москвою в Пасхальную ночь традиционно начинался, следуя сигналу Великого колокола Кремля, со Страстного монастыря.

 

Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения и образования, что объясняется также вторым значением слова «страсти», о чем известно из самой истории появления и проявления чудотворных свойств иконы. Речь идет об обыкновенных человеческих страстях, сопровождающих жизнь каждого человека и общества.

 

Икона была принесена в Москву в 1641 году по воле первого российского государя из Дома Романовых Михаила Федоровича и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором, при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, и Михаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор, который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. И это был собор, а не приходская церковь; один из девяти, в то время существовавших в Москве.

history_2

А в 1654 году Алексей Михайлович основал при соборе девичий Страстной монастырь.

 

Главным элементом ансамбля площади всегда был Страстной монастырь, благодаря которому она стала духовно-культурным историческим местом Москвы. Была притягательна и тем, что на колокольне, над входными вратами, находилась большого размера Страстная икона Богоматери с неугасимой лампадой. На оживленной улице толпилось и проходило множество народа, и все старались поклониться Святому Образу. Прекрасный вид открывается на Страстной монастырь с Тверского бульвара, представленный на акварели О.Кадоля 1830-х годов . Рисовал этот вид и А.С.Пушкин .

 

Страстная площадь становится заметным градостроительным ансамблем, когда взамен древней, обвешавшей, была построена арх. М.Д.Быковским новая колокольня, ставшая архитектурной доминантой не только площади, но и города. В колокольне над Святыми вратами, как и прежде, была устроена верхняя церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Колокольня стала одной из значительных градостроительных доминант города, чему способствовало размещение площади на всхолмленном участке улицы, и сейчас ее возвышение по отношению к Охотному ряду составляет около 20 метров.

 

По правую сторону от ворот колокольни стояла небольшая часовня, в которой также находился Образ Страстной иконы Богоматери древнего письма, стоявший прежде на старых Тверских воротах.

history_3

Страстной монастырь благоустраивался и развивался. В 1891 году в монастыре торжественно отмечалось 250- ти летие перенесения в Москву Страстной иконы Божией Матери; при этом подчеркивалось, что Страстной монастырь — единственный в России, возведенный в честь этой иконы. В соборе были устроены новые престолы и иконостасы. В 1894 году архитектором Жигардовичем было возведено здание церковно-приходской школы, а позднее, в 1898- 99 годах — трапезная с церковью ппрп. Антония и Феодосия Печерских. Позднее, в 1912 году, архитектором Л.В.Стеженским построена монастырская гостиница с северо-восточной стороны территории монастыря (в 1961 году к ней пристроен кинотеатр «Россия», ныне «Пушкинский»).

Вокруг Страстного собора и корпусов с монастырскими кельями устраивались цветники. Именитые гости Москвы посещали монастырь и поднимались на колокольню, откуда открывались замечательные виды города. Выпеченные сестрами просфоры отличались хорошим вкусом и разбирались по московским приходам. Монастырь славился на всю Москву дивным хором.

history_4

Многие игуменьи монастыря происходили из культурных семей, имели высокое образование. Игуменья Евгения (Озерова), бывшая настоятельницей Страстного монастыря во время открытия памятника А.С.Пушкину,оставила по себе память, как первая женщина — мемуарист из числа монашествующих. Ее дневниковые записки содержат сведения о многих лицах и событиях, в том числе связанных со Страстным монастырем.

Страстной монастырь сам по себе представлял собой архитектурно оформленный комплекс, стоящий как остров в пространстве площади, обозреваемый и с Тверской улицы, и с боковых его сторон, выходящих на проезд Страстного бульвара и на Малую Дмитровку.

Сама же Страстная площадь оформилась в значительный градостроительный ансамбль с возведением в 1880 году памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре, который исследователи называют «многоголосым». Художественный образ памятника Пушкину неразрывно связан с его ориентацией на Страстной монастырь. Последний лучший вид градостроительного ансамбля Страстной площади, до слома Страстного монастыря, церкви св.Дмитрия Солунского, жилого квартала Бронной слободы и усадебной застройки, — на фотографии нач.1930-х годов с дома Нирнзее, который и ныне стоит в Большом Гнездиковском переулке .

Разрушению исторического градостроительного ансамбля Страстной площади предшествовало уничижение древних святынь. Особенно досталось Страстному монастырю. В 1919 году монастырь упраздняют и превращают в общежитие студентов Коммунистического университета трудящихся Востока (при этом здесь еще жили монахини), в 1929 году создают в его стенах Центральный антирелигиозный музей, в 1932 году присваивают охранный статус памятника истории и культуры, в 1937 году широко отмечают 100-летнюю годовщину гибели Пушкина и следомразрушают древнюю безобидную девичью обитель.

Колокольня достаточнодолгоиспользовалась в качестве несущей конструкции для размещениякрупногабаритной рекламы политического и потребительского свойства, а в праздничные дни обвешивалась лозунгами и портретами вождей.Страстной монастырь внешне еще долго сохранял свой прежний вид с крестами на колокольне и куполах собора, а на его обреченность указывали рекламныеизображения разного рода как раз на месте Страстной иконы Богоматери над Святыми вратами монастыря (11).

Столь жекощунственно выглядел изображенный на колокольне во весь рост Пушкин в год празднования страной черного юбилея — 100- летней годовщины гибели Поэта. В этот же год Страстной монастырь был разрушен до основания (12).

С разрушением монастыря площадь превратилась в опустелое пространство,вскоре покрытое асфальтом.Одновременно с этим, обеднелоидуховно- культурное содержание площади, изначально связанной со Страстным монастырем.

Дальше – больше и страшнее. В 1950 году в благоустроенный сквер на месте Страстного монастыря был перемещён памятник А.С.Пушкину; в 1961 году построен кинотеатр «Пушкинский» на задворках монастырской территории; в 1970-е годы построено новое здание «Известий» (ранее, в 1926 году, возведено так называемое «старое», памятник архитектуры конструктивизма), разрушены исторические кварталы Бронной слободы конца XVIII века и образован на их месте Новопушкинский сквер.

history_6

Современная Пушкинская площадь представляет собой оконечность Тверского бульвара, всходящего на площадь, идва сквера, в одном из которых стоит памятник А.С.Пушкину, еле различимый с другой стороны улицы. И существуют невидимые культурные слои с древними захоронениями и фундаментами утраченных ценных исторических строений.

По материалам книги «Пушкинская площадь и Страстной монастырь.
История и современность» (авторы А.Мелихова и Р.Цеханский)

223

 

Игуменьи и сёстры Страстного монастыря.

Духовная и хозяйственная жизнь монастыря осуществлялась под руководством игумений, многие из которых были из родовитых семейств, имели высокое образование, в том числе музыкальное. Благодаря своим настоятельницам в скромной девичьей обители совершалась не только глубокая молитва, но и хозяйственная деятельность.

Нам не известно (пока не известно) имя  самой первой игуменьи Московского Страстного монастыря, основанного в 1654 году, как и имена последних игумений перед его разрушением в 1937 году ещё документально не подтверждены. Но большая часть имён в промежутке времени между основанием и разрушением обители документально подтверждены (И.Ф.Токмаков «Историко- статистическое и археологическое описание Московского Страстного девичьего монастыря», М., 1897):

• Наталия Захарова  (1655 г.).
• Романа (1675 — 1690 гг.).
• Иулия (Челищева) (1694- 1704 гг.).
• Евпраксия (Квашнина) (1704- 1707 гг.).
• Памфилия (Щербатова) (1707- 1727 гг.).
• Евпраксия (Рыкова) (1727- 1736 гг.).
• Маргарита-1-я (Карташова) (1736- 1749 гг.).
• Мария (1749- 1762 гг.).
• Сапфира (1762- 1769 гг.).
• Феофания (1769- 1779 гг.).
• Евстолия (Муромцева) (1779- 1784 гг.).
• Аполлинария (1784- 1794 гг.).
• Ольга (Зайцева) (1794- 1799 гг.).
• Мефодия (Якушкина) (1799- 1808 гг.)- переведена в Новодевичий монастырь.
• Доримедонта (1809- 1812 гг.).
• Тавифа (Редкина) (1812- 1826 гг.).
• Маргарита 2-я (Малякова) (1826- 1839 гг.).
• Паисия 1-я (Брюзгина) (1839- 1845 гг.).
• Паисия 2-я (1846- 1861 гг.).
• Антония (1861- 1871 гг.)- переведена в Алексеевский монастырь.
• Валерия (Бодэ)(1871- 1875 гг.).
• Евгения (1875- 1890 гг.).
• Неофита (1891- 1893 гг.).
• Олимпиада (1893-).
Сергия (Доценко) (1906 г.)–(послужные списки монашествующих за1906 г. ЦИАМ, Ф.203. Оп.744. Ед.хр.2644. Л.689), а по частному свидетельству названа последней игуменьей предреволюционного времени. Магдалина – известно имя без даты упокоения на могиле Даниловского кладбища.Нина- последняя игуменья Страстного монастыря (Н.М.Молева «Тайны московских монастырей». В книге также упоминаются из последних руководителей монастыря казначея Херувима и состоящиев штате 3 священника и 2 дьяка).NB : монахиня Нина (Захарова) была казначеем при игуменьи Сергии (см.выше).

Духовенство-и-монах.-у-входа...1916

О некоторых игуменьях Страстного монастыря имеются архивные и литературные сведения, раскрывающие их подвижническую деятельность.

Известной  игуменьей- подвижницей была Антония (Троилина),управлявшая обителью в 1861- 1871 годы.

С детства, оставшись рано сиротой, она воспитывалась игуменьей Спасо- Бородинского монастыря Марией (Тучковой), вдовой героя войны 1812 года генерала Тучкова.

Иг.Антония

Игуменья Антония (Троилина)

 

Другим воспитателем Марии был великий подвижник московский святитель Филарет (Дроздов). Со временем Мария приняла по его благословению монашество под именем Антонии, а в 1861 году была возведена в сан игуменьи и назначена настоятельницей Московского Страстного монастыря, который в то время находился в запущенном состоянии. Митрополит Филарет поставил перед новой игуменьей задачу привести монастырь в надлежащий вид.

Под руководством игуменьи Антонии монастырь был капитально отремонтирован, построены новые жилые корпуса и богадельня, благоустроена территория монастыря.

Вокруг собора и вблизи многочисленных келий (в монастыре подвизалось до 300 сестёр) были органи­зованы цветники (25, 54). За свою подвижническую деятельность игуменья Антония была награждена наперсным крестом.

Игуменья имела высшее музыкальное образование и создала про­славившийся на всю Москву хор, который приходили слушать бо­гомольцы со всего горо­да, а монастырских сес­тёр посылали в другие обители России для уст­ройства в них стройного пения. Отдавая всю душу в церковное пение, сама же игуменья дала обет не прикасаться к клавишам.

В 1862 году Страстной монастырь посещает великий князь Михаил Николаевич и приносит в дар изящную серебряно-вызолоченную лампаду с двуглавым орлом к иконе святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Лампаду с благоговением затеплил у святых мощей митрополит Мос­ковский и Коломенский Филарет (Григорий Орлов «Игуменья Антония, настоятельница Московских монастырей Страстного (1861- 1871) и Алексеевского (1871- 1897)».М., 1906).

В 1871 году обитель посетил Его Королевское Высочество Принц Фридрих-Карл Прусский со свитой. Гость поднимал­ся на колокольню, чтобы любоваться открывающимся видом Москвы.

И в тот же год игуменью Антонию переводят в Алексеевский монастырь, который в то время нуждался в опытном руководстве.

Глубокий след оставила в памяти о себе игуменья Страстного монастыря Евгения (Озерова) за 15 лет своего управления монастырём (1875 – 1890 гг.). Это была удивительная настоятельница, человек  высокой культуры, одна из немногих  и первая из монашествующих женщин -  мемуаристов XIX века.иг.Евгения-Озерова

В эти годы монастырь процветал. Его деятельное участие в общественной жизни распространялось и за границы Российской империи.

В 1875 году монастырь посетил Король Шведский и Норвежский Оскар П. Поднявшись на колокольню, он любовался видом Москвы и был восхищён красотой города: «Вид изумительный: почти все иностранцы желают видеть эту дивную панораму Москвы». Во время русско- турецкой войны в 1877-78гг. монастырь не остался в стороне, приняв у себя болгарских девочек — сироток, общение с болгарским монастырем в Тырново продолжалось и далее.

В 1880г. монастырь посещает епископ Ревельский Николай, начальник духовной миссии в Японии, о чем было рассказано в Московских Ведомостях за 21 апреля 1880 года. Этот эпизод нашёл свое отражение и в дневнике игуменьи Евгении. Епископ провёл богослужение в Страстном монастыре и по просьбе верующих прочел несколько молитв на японском языке.

Знаменательно, что во время управления монастырём Евгенией (Озеровой), первой из монашествующих женщин – писателей, был установлен 6 июня 1880 года памятник Великому поэту А.С.Пушкинуна Тверском бульваре, напротив Страстного монастыря.

В эти годы в соборе монастыря осуществляются поновительные работы. А в нижней церкви, в приделах Архистратига Михаила, святой великомученицы Анастасии Узорешительницы и святителя Николая Чудотворца устраиваются новые престолы и иконостасы.

Важным событием в жизни монастыря явилось отлитие нового Большого колокола на купеческие пожертвования. Колокол прибыл в монастырь на семи тройках и  после молебна при большом стечении народа поднят  на колокольню. Первый его удар был приурочен к храмов

ому празднику святого Алексея, Человека Божия.

Большой интерес представляют дневниковые записи игуменьи Евгении. Она обладала образным литературным языком и оставила воспоминания о людях (в том числе о митрополите Филарете) и событиях того времени. В 1876 году ею составлено первое и единственное историческое описание Страстной обители на основании монастырской летописи, которое переиздавалось несколько раз.

В своём дневнике она также говорит о себе и своей благочестивой семье. Об отце, обер- прокуроре в Московском Сенате, затем сенаторе С.Н.Озерове; о матери урождённой княгине Н.Б.Мещерской, которая имела высшее образование, тонкий ум и вела семью на основе любви и уважения; о бабушке княгине Е.Н.Мещерской, которая стала основательницей и игуменьей Евгенией (Мещерской) Борисоглебской Аносиной пустыни; о родном брате И.Н.Тютчеве, отце великого российского поэта.

Влияние бабушки на воспитание внучки было огромно, и в результате Евгения приняла монашеский постриг и позже была назначена Митрополитом Филаретом (Дроздовым) в Аносину пустынь игуменьей после кончины Евгении (Мещерской).  21 год управляла Евгения обителью, созданной её бабушкой. А в 1875 году была переведена в Московский Страстной монастырь и стала игуменьей «обители, стоящей среди шума столичной жизни», по словам благословившего её на это служение Преосвящённого Леонида.

На страницах своего дневника Евгения (Озерова) даёт описание людей, событий, мест, храмов, где ей приходилось бывать.

Рассказывает о посещении Страстного монастыря епископом Ревельским Николаем, начальником духовной миссии в Японии. Как он провёл богослужение и по просьбе матушек прочёл несколько молитв на японском языке, принял подарки в память о христианской любви и усердии Страстной обители к Японской церкви.

Из дневника игуменьи узнаём о получении ею 26 апреля 1880 года грамоты от Св.Синода за отличную службу и примерную жизнь, которую ранее давали только мужским духовникам. Стало известным общение игуменьи Евгении с игуменьей Зинаидой из Тырново, которой было подарено изображение древней  иконы Страстной Божией Матери с видами и кратким описанием Страстного монастыря.

Рассказано в дневнике об отлитии нового колокола на купеческие пожертвования, о его прибытии в монастырь на семи тройках 14 марта 1885 года и об установлении на колокольню при большом стечении народа после молебна. Потом пили чай с купцами- пожертвователями, получившими в подарок альбом с видами монастыря и просфоры.

Последняя запись 18 марта 1890 года- о приезде к ней её духовной дочери матушки Евгении. Это была последняя беседа с той, которая 35 лет была покорной дочерью и преданным другом.

Игуменья Евгения (Озерова) Страстного монастыря захоронена у стен Троицкого храма Аносина Борисоглебского женского монастыря рядом с бабушкой Евгенией (Мещерской), основательницей этой обители.

Игуменья Тавифа(Редкина) (1812- 1826 гг.) начала свою подвижническую деятельность в тяжёлое время для монастыря, как и всей России — Отечественной войны 1812 года. В Москве оставались игуменья Тавифа, священник и несколько монахинь, которые спасли икону и другие реликвия, спрятав их в ризнице.

Нижнюю церковь обратили в магазин, в кельях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё не пускали.Монастырь собирались сжечь, но монахиня Екатерина облила водой рассыпанный по периметру монастыря порох.

Пожар истребил всю Москву, но обитель осталась невредимой. И первый колокольный звон по выходе наполеоновских войск из Москвы раздался с колокольни Страстного монастыря.

Ученицы школы с настоятелем и игуменьей монастыря.

Ученицы школы с настоятелем и игуменьей монастыря.

Спальня девочек

Спальня девочек

При игуменье Неофите (1891- 1893 гг.) было широко отмечено в 1891 году празднование 250- летия перенесения в Москву Страстной иконы Божией матери и была открыта церковно- приходская школа для девочек, которой было отведено обширное светлое помещение в корпусе трапезной и с церковью прпп.Антония и Феодосия Печёрских. При игуменье Неофите были поновлены интерьеры верхнего храма, купола и кресты Страстного собора. Возведён 2-ой этаж над келийным корпусом в глубине двора.

Игуменьи и монахини Страстного монастыря нередко становились игуменьями других обителей.

Игуменья Антония (Троилина) в 1871 году была переведена в Алексеевский женский монастырь, с приходом которой для обители наступило время процветания.

При поддержке игуменьи Страстного монастыря Евгении (Озеровой) приняли иноческий постриг сёстры Мансуровы, основательницы Рижского Свято – Троице- Сергиевского монастыря.

Монахиня Неофита была переведена Митрополитом Филаретом из Страстного монастыря в Киевский Покровский монастырь для обучения монахинь пению. Она организовала там превосходный хор, стала игуменьей, а в 1891 году переведена настоятельницею в Страстной монастырь.

В 1808 году в Новодевичий монастырь переведена из Страстного монастыря игуменья Мефодия (Якушкина), прослужившая до 1846 года, там же и захоронена («Новодевичий монастырь в русской культуре». М., ГИМ, 1998).

В 1897 году на место игуменьи Варвары Пюхтинского Успенского монастыря назначена монахиня Московского Страстного монастыря Алексия (Анна Михайловна Пляшкевич).

Известны места захоронений игумений и монахинь Страстного монастыря на московских кладбищах.

Захоронение игуменьи Магдалины

Захоронение игуменьи Магдалины

На Даниловском кладбище рядом с могилой игумена Герасима Чудова монастыря в Кремле находится  могила игуменьи Магдалины Московского Страстного монастыря. За отсутствием других сведений, можно предположить, что матушка Магдалина была из числа последних игумений перед разрушением Страстного монастыря.

На Ваганьковском кладбище существует некрополь Страстного монастыря. Самые ранние погребения были документально подтверждены, но не найдены,в начале XX века:

Захоронение инокини Иустинии

Захоронение инокини Иустинии

монахини Мефодии (10 мая 1842 г.) (Московский некрополь.Т.2 С.260)   и монахини Иларии (19 апреля 1883 года (ЦИАМ. Ф.203. Оп.744. Ед.хр.2643. Л.721).А в натурных исследованиях кладбища на 23 участке со стороны Писательской аллеи обнаружено 12 захоронений его насельниц, датируемые 1935- 1983 годами (в кн. «Церковный некрополь Ваганьковского кладбища.Некрополь Страстного монастыря»):

- Агрипина Ивановна (Махова), инокиня , 1887- 1963.
- Алевтина (Свистова), монахиня, 1943.
- Анастасия (Чубарова), монахиня, 1940.
- (Базарова), монахиня, имя не сохранилось.
- (Бонкова), монахиня, имя не сохранилось.
- Сергия (Вапращук), монахиня, 1956.
- Екатерина (Верещагина), монахиня, 1935.
- Елена Григорьевна (Кольцова), инокиня, 1970.
- ИустинияМаксимовна (Иванчикова), инокиня, 1921- 1983 (?).
- Ксения Константиновна (Перепёлкина), инокиня, 1885- 1963.
- Ксения, монахиня.
- Мария, схимонахиня.

Кроме обнаруженных захоронений, в Фондах Страстного монастыря (ЦИАМ. Ф.2124.Оп.2. Ед.хр.236) имеются сведения о многочисленных здесь погребениях инокинь монастыря за 1909- 1917 годы:

1909 год:
- Вера (Александрова), рясофорная монахиня, 48 лет.
- Леонида, монахиня, 55 лет.
- Дорофея, монахиня, 70 лет.
- Еликонида, монахиня, 71 год.
- Сусанна, рясофорная монахиня, 89 лет.
- Анастасия, монахиня, 69 лет.
- Ольга (Ефремова), рясофорная монахиня, 57 лет.

1910 год:
- Маргарита, монахиня, 73 года.
- Зинаида, монахиня, 80 лет.
- Агапия, монахиня, 39 лет.
- Дария, монахиня, 49 лет.
- Анисия, рясофорная монахиня, 50 лет.
- Евдокия, послушница, 19 лет.

1912 год:
- Тавифа, монахиня, 60 лет.
- Пелагея (Задачина), рясофорная монахиня, 64 года.

1913 год:
- Доминика, рясофорная монахиня, 54 года.
- Наталия, рясофорная монахиня, 40 лет.
- Анна, рясофорная монахиня, 78 лет.

1914 год:
- Пантелиимона, рясофорная монахиня, 65 лет.
- Августа, монахиня, 48 лет.
- Енафа, монахиня, 69 лет.
- Александра, рясофорная монахиня, 63 года.

1917 год:
- Евдокия, рясофорная монахиня, 31 год.
- Александра, рясофорная монахиня.
- Фёкла (Летникова), рясофорная монахиня, 62 года.

Имеются сведения от Нины Перепёлкиной, племянницы захороненной здесь инокини, о могиле игуменьи Сергии (Доценко) Страстного монастыря у самой Писательской аллеи, через 2 могилы в сторону колумбария, где захоронен 8-ми летний мальчик.Ею предоставлены фотографии сестёр Страстного монастыря и от неё же известно, что никто из них не изменил иноческому призванию. Из того источника (документально не подтверждённого)  известно, что игуменья Сергия (Доценко) была последней дореволюционной игуменьей Страстного монастыря.

На Бутовском полигоне в общей могиле захоронены новомученикиXX века:

- священниксвященномученик Феодор (Алексинский) (расстрелен в 1937 году),
- послушницы (расстрелены в 1938 году):
- святая  преподобномученица София (Селиверстова),
- преподобномученица Вера (Морозова).

В безвестных могилах погребены другие новомученикиXXвека из Страстного монастыря («Жития новомучеников и исповедников российских XX века. Московская епархия.Дополнительный томIV». Изд.«Булат», Тверь, 2006):

- преподобномученица Евдокия (Павлова)(ск.в1939 г.),
- преподобномученица Мария (Носова) (ск.в 1938г.).

В заключение, воспоминание Элеоноры Друзе, итальянской актрисы, посетившей Москву в начале XXвека, раскрывающее атмосферу внутренней молитвенной жизни монастыря:

Мать-и-дочери«Я никогда не была ни в одной православной церкви, а эта привлекала к себе какой-то непонятной сумрачностью. Было видно, как одна за другой в воротах исчезали неясные женские фигуры. И я последовала их примеру. Если бы только знали! Это было настоящее колдовство. Богослужение по-видимому уже закончилось, и только в одном приделе два голоса пели, очень высоко и совсем тихо.

Я спросила моего спутника, что это за песнопение. Он ответил что- то о славе Божией Матери. Прислужницы в чёрных одеждах с закрытыми лицами гасили свечи. Пахло ладаном. И эти голоса… Тут я дала себе слово начать читать по- русски, именно здесь, и именно в этот час» (из книги Н.М.Молевой «Тайны московских монастырей»).

 

 

223

Страстная площадь и Страстной монастырь – памятное место

об Отечественной  войне 1812 года

В Москве сохранились десятки мест и домов, немых свидетелей пребывания в Москве наполеоновских войск в 1812 году. К ним относится Страстная площадь и Страстной монастырь, к сожалению, сохранившихся только в нашей памяти, потому что Страстная площадь стала Пушкинской в 1931 году, а Страстной монастырь был снесён во время лихолетья в 1937 году.
Выдающийся русский живописец В.В.Верещагин на основе исторических сведений изобразил события, связанные с событиями 1812 года в Москве. Его картины служат яркими иллюстрациями  того, что пережил и Страстной монастырь в это время на примере изображённых художником других мест города.Наполеоновские войска вступили в Москву 14 сентября 1812 года без боя, но уже на следующий день Наполеон вынужден был покинуть Кремль из-за пожара, охватившего всю Москву. Искали «поджигателей» и расправлялись с ними. На картине В.В.Верещагина показана сцена массового расстрела жителей Москвы.

Расстрел-поджигателей

Расстрел поджигателей в Кремле

Страстной монастырь также был свидетелем страшных сцен. На площади перед ним расстреливали и вешали поджигателей.
У французов Страстная пло­щадь называлась «площадью повешенных». В конце сентября Наполеон произвел здесь смотр двум полкам, а потом направился вдоль Тверского бульвара, чтобы осмотреть расположенные там бивуаком войска. Известен факт, что у Святых  ворот Страстного монастыря расстреляли 10 человек, тела их висели трое суток.
Во время пребывания наполеоновского войска в Москве в Страстном монастыре оставались игуменья Тавифа с несколькими сёстрами и священником Андреем Герасимовым. Неприятели ворвались в обе церкви и всё в них  ограбили. Нижнюю церковь обратили в магазин, в кельях поселились гвардейцы. Игуменье позволили жить на паперти, через несколько дней дали келью. Церковь заперли, никого в неё не пускали.

Маршал Даву в Чудовом монастыре

Маршал Даву в Чудовом монастыре

Через несколько дней прислали парчовые ризы и прочее нужное для службы, дозволили служить. Службу совершал монастырский священник Андрей Герасимов. Монастырское имущество было разграблено.

На другой картине В.В.Верещагина изображена кощунственная сцена заседания военного совета маршала Даву в алтаре Успенского собора Кремля. В Страстном монастыре наполеоновские солдаты разместились в Страстном соборе, и подобное действо могло происходить и в его алтаре, разве что с участием обыкновенных солдат, а не из высшего командования вражеской армии.

В 1812 году Страстной монастырь серьёзно пострадал, особенно нижняя церковь, где ставили лошадей  и бочки с вином.

Остававшиеся в монастыре игуменья, священник и некоторые монахини спрятали икону и другую утварь в ризницу под крышей главного храма, а дверь из алтаря заставили шкафом. Как сказано в историческом источнике, «Господь ослепил врагов, не догадавшихся отодвинуть шкаф».

В Успенском соборе

В Успенском соборе

Держать лошадей в храмах монастырей было принято за правило наполеоновской армией. И в Страстном монастыре захватчики держали лошадей, совсем как в Успенском соборе Кремля, как изобразил на своей картине  это кощунственное деяние В.В.Верещагин.

Уходя из Москвы, Страстной монастырь собирались сжечь, но монахиня Екатерина Шуменская (из дворян) облила водой рассыпанный по периметру порох, сама еле спаслась. Пожар истребил всю Москву, но все здания в Страстном монастыре уцелели. 11 октября 1812 года русские войска вступили в покинутую Наполеоном Москву, а 12 октября по просьбе генерал — майора Иловайского иеромонах Иона из сгоревшей университетской церкви и священник Иоанн отслужили Литургию и благодарственный молебен в Страстном монастыре. Обедню «пели по клиросам люди всякого звания с великим восхищением», в присутствии многочисленного. По окончании – первый колокольный  звон в ещё горящем городе, а воины и народ кричали «ура».

Это был первый благодарственный молебен об избавлении Москвы. После этого церковные торжества продолжались в течение года

 

 

 


Все права защищены © 2016 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Qfby
Яндекс.Метрика