CqQRcNeHAv

Историческое время (1654–1917)

Страстной монастырь на Страстной (ныне Пушкинской) площади.

Краткая историческая справкаПрошлое, настоящее и будущее Пушкинской площади, достопримечательного исторического места вцентре Москвы, неразрывно связано со Страстным монастырем, древней святыней, веками духовно окормлявшей Москву. Если бы не была привезена в Москву чудотворная Страстная икона Божией Матери и не стала, по Преданию,«на месте сем», перед Тверскими воротами, мы бы имели в нашем городе совсем другую площадь.

history_1И не было бы в Москве веками намоленного ипритягательного для всех места, духовная и культурная атмосферакоторого ощущается и сегодня на современной Пушкинской (бывшей Страстной) площади.

Могло не бытьздесь памятника А.С.Пушкину, да и сам памятник, возможно,имел быдругойхудожественный образ, не будьориентирован на купола и кресты Страстного собора.

Монастырь был посвящен чудотворной Страстной иконе Божией Матери, на которойизображены Ангелы с орудиями Крестных страданий Спасителя по обеим сторонам Лика Богородицы. Икона издавна была почитаема государями и народом, поскольку символизировалаСтрастную неделюперед Воскресением Христовым (01).

Колокольный звон над праздничной Москвою в Пасхальную ночьтрадиционно начинался, следуя сигналуВеликого колокола Кремля, со Страстного монастыря.

Образ Страстной иконыБогородицыбылблизок всем людям, независимо от положения и образования, чтообъясняется также вторым значением слова «страсти», о чем известно из самой истории появления и проявления чудотворных свойств иконы. Речь идет об обыкновенных человеческих страстях, сопровождающих жизнь каждого человека и общества.

Иконабыла принесена в Москву в 1641 году по воле первого российскогогосударя из Дома Романовых Михаила Федоровича и встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и

 

Священнымсобором, при большом стечении народа. Но икона, по Преданию, остановилась перед въездными воротами, иМихаил Федорович повелел возвести на «месте сем» Страстной собор,который был построен в 1646 году его сыном Алексеем Михайловичем. И это был собор, а не приходская церковь; один из девяти, в то время существовавших в Москве.

history_2

А в 1654 году Алексей Михайловичосновал при соборе девичийСтрастной монастырь 02, 03, 04).

Главным элементомансамбля площади всегда был Страстной монастырь, благодаря которому онастала духовно- культурным историческим местом Москвы. Былапритягательна и тем, что на колокольне,над входными вратами, находиласьбольшого размераСтрастная иконаБогоматери с неугасимой лампадой. На оживленной улице толпилось и проходило множество народа, и все старались поклониться Святому Образу. Прекрасный вид открывается на Страстной монастырь с Тверского бульвара, представленный на акварели О.Кадоля 1830-х годов (05). Рисовал этот вид и А.С.Пушкин (06).

Страстная площадь становится заметным градостроительным ансамблем, когда взамен древней, обвешавшей,была построена арх. М.Д.Быковским новая колокольня, ставшая архитектурной доминантой не только площади, но и города (07). В колокольне над Святыми вратами, как и прежде, была устроена верхняя церковь во имя прп. Алексия, человека Божия. Колокольня стала одной из значительных градостроительных доминант города, чему способствовало размещение площади на всхолмленном участке улицы, и сейчас ее возвышениепо отношению к Охотному ряду составляет около 20 метров.

По правую сторону от ворот колокольни стояла небольшая часовня, в которой также находился Образ Страстной иконы Богоматери древнего письма, стоявший прежде на старых Тверских воротах.

history_3

Страстной монастырь благоустраивался и развивался. В 1891 году в монастыре торжественно отмечалось 250- ти летие перенесения в Москву Страстной иконы Божией

Матери; при этом подчеркивалось, что Страстной монастырь — единственный в России, возведенный в честь этой иконы. Всоборе были устроены новые престолы и иконостасы.В 1894 году архитектором Жигардовичем было возведено здание церковно- приходской школы, а позднее, в 1898- 99 годах — трапезная с церковью ппрп. Антония и Феодосия Печерских. Позднее, в 1912 году, архитектором Л.В.Стеженским построена монастырская гостиница с северо- восточной стороны территории монастыря (в 1961 году к ней пристроен кинотеатр «Россия», ныне «Пушкинский»).

Вокруг Страстного собора и корпусов с монастырскими кельями устраивалисьцветники.Именитые гостиМосквы посещалимонастырь иподнимались наколокольню, откудаоткрывались замечательные виды города. Выпеченные сестрами просфорыотличались хорошим вкусом и разбирались по московским приходам. Монастырь славился на всю Москву дивным хором.

history_4

Многие игуменьи монастыря происходили из культурных семей, имели высокое образование. Игуменья Евгения (Озерова), бывшая настоятельницей Страстного монастыря во время открытия памятника А.С.Пушкину,оставила по себе память, какпервая женщина — мемуарист из числа монашествующих. Ее дневниковые записки содержат сведения о многих лицах и событиях, в том числе связанных со Страстным монастырем.

Страстной монастырь сам по себе представлял собой архитектурно оформленный комплекс, стоящий как остров в пространстве площади, обозреваемый и с Тверской улицы, и с боковых его сторон, выходящих на проездСтрастного бульвара и на Малую Дмитровку.

Сама же Страстная площадь оформилась в значительный градостроительный ансамбль с возведением в 1880 году памятника А.С.Пушкину на Тверском бульваре, которыйисследователи называют «многоголосым» (08). Художественный образ памятника Пушкину неразрывно связан с его ориентацией на Страстной монастырь (09). Последний лучший вид градостроительного ансамбля Страстной площади, до слома Страстного монастыря, церкви св.Дмитрия Солунского, жилого квартала Бронной слободы и усадебной застройки, — на фотографии нач.1930-х годов с дома Нирнзее, который и ныне стоитв Большом Гнездиковском переулке (10).

Разрушению исторического градостроительного ансамбля Страстной площади предшествовало уничижение древних святынь. Особенно досталось Страстному монастырю. В 1919 году монастырь упраздняют и превращают в общежитие студентов Коммунистического университета трудящихся Востока (при этом здесь еще жили монахини), в 1929 году создают в его стенах Центральный антирелигиозный музей, в 1932 году присваивают охранный статус памятника истории и культуры, в 1937 году широко отмечают 100-летнюю годовщину гибели Пушкина и следомразрушают древнюю безобидную девичью обитель.

history_5

Колокольня достаточнодолгоиспользовалась в качестве несущей конструкции для размещениякрупногабаритной рекламы политического и потребительского свойства, а в праздничные дни обвешивалась лозунгами и портретами вождей.Страстной монастырь внешне еще долго сохранял свой прежний вид с крестами на колокольне и куполах собора, а на его обреченность указывали рекламныеизображения разного рода как раз на месте Страстной иконы Богоматери над Святыми вратами монастыря (11).

Столь жекощунственно выглядел изображенный на колокольне во весь рост Пушкин в год празднования страной черного юбилея — 100- летней годовщины гибели Поэта. В этот же год Страстной монастырь был разрушен до основания (12).

С разрушением монастыря площадь превратилась в опустелое пространство,вскоре покрытое асфальтом.Одновременно с этим, обеднелоидуховно- культурное содержание площади, изначально связанной со Страстным монастырем.

Дальше – больше и страшнее. В 1950 году в благоустроенный сквер на месте Страстного монастыря был перемещён памятник А.С.Пушкину; в 1961 году построен кинотеатр «Пушкинский» на задворках монастырской территории; в 1970-е годы построено новое здание «Известий» (ранее, в 1926 году, возведено так называемое «старое», памятник архитектуры конструктивизма), разрушены исторические кварталы Бронной слободы конца XVIII века и образован на их месте Новопушкинский сквер.

history_6

Современная Пушкинская площадь представляет собой оконечность Тверского бульвара, всходящего на площадь, идва сквера, в одном из которых стоит памятник А.С.Пушкину, еле различимый с другой стороны улицы (13).И существуют невидимые культурные слои с древними захоронениями и фундаментами утраченных ценных исторических строений.

По материалам книги «Пушкинская площадь и Страстной монастырь. История и современность» (авторы А.Мелихова и Р.Цеханский)


Все права защищены © 2016 Сайт общины Страстного монастыря. Официальный сайт во имя восстановления Страстного монастыря Москвы
Thanx: Qfby
Яндекс.Метрика