Иконы
«Страстная» икона Божией Матери — главная святыня Страстного монастыря
Московский Страстной монастырь посвящён «Страстной» иконе Божией Матери, издавна почитаемой государями и народом, поскольку символизировала Страстную седьмицу перед Воскресением Христовым.
Особенностью ее образа является изображение по обе стороны Лика Богородицы двух Ангелов с орудиями Крестных страданий Спасителя.
Из Акафиста Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Страстная»:
«Избранной Богом Владычице всей твари, благословенной Марии Деве Богородице, приносим смиренное поклонение Святому Твоему образу. Ты же, о Пренепорочная, приими молитву недостойных раб Твоих, почитающих Крестные страдания Сына Твоего и Бога нашего, со умилением зовущих Ти: Радуйся, Невесто Неневестная». (Кондак 1)
Образ Страстной иконы Богородицы был близок всем людям, независимо от положения и образования, что объясняется также вторым значением слова «страсти», о чем известно из самой истории появления и проявления чудотворных свойств иконы (подробно изложено в старинной книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон…», Спб., 1898г.).
В селе Палицах Нижегородской губернии жила крестьянка Екатерина, с самого вступления в замужество одержимая беснованием. Однажды она пришла в чувство, обратилась к Божией Матери с мольбой избавить от бедствия, давая обет удалиться в монастырь. Получив исцеление, она позабыла об обещании.
Явившаяся Богородица простила ее и велела известить всех о Своем явлении и наказе, чтобы живущие в мире «воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты; пребывали бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресенье и праздничные дни, посвященные имени Господа и Моему».
И это не исполнила Екатерина и страшно заболела. Но Пресвятая Богородица опять помиловала ее, повелела идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, у которого находился написанный им Страстной образ Божией Материи и сказала: «Когда помолишься пред тем образом с верою, то получишь исцеление ты и многие другие».
Екатерина исполнила повеление Богородицы. И с того времени от иконы стали совершаться бесчисленные чудеса.
Чудотворная икона Божией Матери «Страстная» была принесена в Москву в 1641 году по воле первого Государя из Дома Романовых Михаила Федоровича и, в память об этом событии, был установлен день празднования иконы — 13 авг. (ст.ст.), а также шестое воскресенье после Пасхи в память чудес, бывших от нее в тот день. На месте установления иконы народ воспринимал присутствие Самой Пресвятой Богородицы.
Икона была встречена у Тверских ворот Белого города Государем, его сыном Алексеем Михайловичем, Святым Патриархом и Священным собором, при большом стечении народа.
Из Акафиста Пресвятой Богородице,именуемой «Страстная»:
«Слышавше православнии людие града Москвы, яко повеле благочестивый царь принести икону «Страстную», сего ради и срете ю много народа с царем, патриархом Иосифом и всем Священным Собором, радостно возопиша: Радуйся, радость и спасение наше; Радуйся, Святыя Троицы Богогласная Горлице. Радуйся, воззвание страданий Христовых; Радуйся, спогребшая в страдании Сына Твоего. Радуйся, подтверждение всеобщего воскресения; Радуйся, высокий Кедре нашего безсмертия. Радуйся, Невесто Неневестная». (Икос 4).
Икона остановилась сама перед Тверскими воротами, и Государь Михаил Федорович повелел возвести на этом месте Страстной собор, который был построен в 1646 году уже его сыном Алексеем Михайловичем. Им же в 1654 году основан у стен собора девичий Страстной монастырь.
Из Акафиста:
«Новую милость людем явила еси, Владычице, иконою Твоею, егда принесше ю честно людие во град Москву, донесше до врат Тверских, и, о чудо! Икона Твоя Святая ста неподвижно на месте сем, идеже ныне обитель Пречистому Твоему Имени. Радостро вопием Ти: Радуйся, Заступнице и Прибежище наше; Радуйся, всякия скорби и печали отгнание. Радуйся, благословение всем концем земли;Радуйся, Невесто Неневестная». (Икос 7)
Почему икона не захотела войти в город? Возможно, промысел Божий был в том, чтобы Страстная икона Богородицы (а это был особо почитаемый образ Божией Матери в семье Романовых) не ушла в царскую резиденцию, но осталась в самом людном месте города. Действительно, на площадке перед Тверскими въездными воротами всегда было людно. Здесь не только осуществлялись караульные функции, но и торжественные встречи видных гостей, царские въезды и выезды. И, конечно, все входящие старались посетить Страстной собор и поклониться чудотворной иконе.
Страстной монастырь простоял перед Тверскими воротами до конца ХУШ века, когда были снесены стены Белого города и его Тверские ворота. И опять оказался в самом людном месте города.
Перед монастырем была образована Страстная площадь, позади него- Сенная. Страстная площадь размещалась на холме, с нее были видны башни Кремля, по сторонам спускались нарядные бульвары, образованные на месте разрушенных стен Белого города: первый Тверской (в 1796 году) и последний Страстной (в 1821 году), замкнувший Бульварное кольцо.
На площади размещалась древняя церковь Святого Дмитрия Солунского. На Малой Дмитровке издавна стояла церковь Рождества Богородицы в Путинках, почти ровестница Страстного собора, также построенная Алексеем Михайловичем.
Площадь застраивалась по периметру жилыми домами и особняками. В сер.ХХ века была возведена новая, величественного вида колокольня, взамен старой, обвешавшей. А в 1880 году на оконечности Тверского бульвара возведен памятник Пушкину, завершивший формирование градостроительного ансамбля Страстной площади.
Его главным элементом всегда был Страстной монастырь, благодаря которому площадь стала духовно- культурным историческим местом Москвы. Была она притягательна и тем, что на колокольне, над входными вратами, находилась большого размера Страстная икона Богоматери с неугасимой лампадой. На оживленной улице толпилось и проходило множество народа, и все старались поклониться Святому Образу.
По правую сторону от ворот стояла небольшая часовня, в которой также находился Образ Страстной Богоматери древнего письма, стоявший прежде на старых Тверских воротах.
Страстная площадь сохранялась в своем историческом виде вплоть до первых 10-ти летий советской власти, когда стали расширять Тверскую улицу и застраивать ее массивными жилыми домами. Сначала были разрушены церковь Святого Дмитрия Солунского, многие исторические строения по периметру. А в 1937 году — Страстной монастырь.
Примечательно, что монастырь в градостроительном отношении никому не мешал; он был всегда, как остров, среди исторических улиц и переулков. Его снесли в богоборческое время, как объект, имевший слишком большое духовно- культурное значение для общества. Монастырь в 20-е годы пытались превратить в антирелигиозный музей, но из этой затеи ничего не вышло. Возможно, по той же причине- высокой духовности древней девичьей обители. Честнее и легче было снести ее с лица земли, что и сделали. Ценности монастыря разграбили, но многие из них неизвестные подвижники спасли.
Чудом уцелела сама чудотворная икона Страстной Божией Матери, которая ныне находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках, дожидаясь своего часа возвращения на историческое место.
Сохранился древний местночтимый Животворящий Крест Господень ( находится в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе). Уцелел Большой колокол Страстного монастыря (передан монастырю Оптина Пустынь).
На месте Страстного монастыря так ничего капитального и значительного для общества не построили за годы советской власти, и его территория сохранилась. Это сквер с памятником Пушкину, который был перемещен с Тверского бульвара и установлен на место колокольни монастыря. Так великий поэт, претерпевший житейские страсти и смертные страдания, оказался хранителем территории монастыря.
Существует объективная возможность возрождения древней Страстной обители на ее историческом месте, где остались фундаменты колокольни с церковью Алексея Человека Божьего, Страстного собора и церковью Антония и Феодосия Печерских. Длительное время городской властью продвигался инвестиционный проект подземной стоянки машин на месте Страстного монастыря, что угрожало разрушению древних фундаментов и захоронений подвижниц монастыря. К сожалению, новая городская власть не отказывается от идеи строительства на Пушкинской площади тоннеля и подземной стоянки машин. Пощадит ли историческую территорию Страстного монастыря, неизвестно общественности и специалистам по охране наследия.
Верующие люди молятся за сохранение территории Страстного монастыря и за его возрождение на своем историческом месте на Пушкинской площади в будущем. Подписные листы с 57 тыс. подписей мирян направлены инициативной группой мирян в Патриархию и Мэрию в надежде, что церковная и городская власть уберегут территорию Страстного монастыря от подземного строительства.
В течение 6 лет, каждую субботу и воскресенье в 14.00, осуществляются МОЛИТВЕННОЕ СТОЯНИЕ с чтением акафиста Пресвятой Богородице «Страстная» на месте алтарей Страстного собора (лестница в кинотеатр) и КРЕСТНЫЙ ХОД вокруг территории Страстного монастыря (Пушкинская площадь, сквер с памятником Пушкину, включая кинотеатр «Пушкинский» и сохранившееся строение монастыря, к которому он был пристроен).
Благодаря молитвам верующих перед образом Страстной иконы Божией Матери, умирятся страсти обладающих властью людей, которые остановятся в своем упорстве реализовать застарелую бесперспективную идею запуска непрерывного потока транспорта с периферии в центр Москвы и строительства подземного гаража на месте Страстного монастыря. Поймут, что место размещения Страстного монастыря, где незримо стоят Ангелы над семью его престолами - святое, и разрушать его — кощунство. И примут единственно верное решение — не затрагивать новым строительством чудом сохранившуюся территорию Страстного монастыря. Тогда останется возможность возрождения древней девичьей обители, посвященной чудотворной Страстной иконе Богородицы, пришедшей в Москву 26 августа 1641 года.
В настоящее время обострились отношения отдельных слоёв общества с православной церковью, вплоть до чудовищного поругания её святынь. Состоявшийся 22 апреля 2012 года всеобщий молебен на площади перед Храмом Христа Спасителя с участием Патриарха, высшего духовенства и многих десятков тысяч человек верующих показал востребованность образа Страстной Богородицы, символизирующего не только Страсти Господа, но и страсти человеческие.
А.Мелихова